РАЗРАБОТКИ
|
Мотивация ученика – основное условие успешного обучения и воспитанияМаркевич Елена Ивановна Формирование мотивации ученика – важная, актуальная проблема современной школы, которая наиболее остро встала в последнее время. Её актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирования социальных компетентностей активной жизненной позиции – о чём трактует новый стандарт образования. Вспомним, что такое мотивация. Обратимся к словарю: Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – стимулирование отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение определенных целей. В психологии мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Формирование мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности в целом. Основной вид деятельности младшего школьника - учение. Поэтому, основной акцент в нашем выступлении мы сделаем на вопросе формирования учебной мотивации. Но так как процесс обучения ребенка неразрывно связан с его развитием и воспитанием, то важно понимать, что формирование положительной учебной мотивации влияет не только на успешное обучение ребенка, но и на его воспитание и развитие. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Учебную мотивацию необходимо начинать формировать с первых дней пребывания ребенка в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение учеником знаний и умений сопровождались формированием и укреплением его мотивационной сферы. Мотивационная сфера учения состоит из пяти важных составляющих, которые имеют огромное значение не только в целом, но и каждый в отдельности. Это мотив, цель, интерес, эмоциональный настрой и смысл учения. Мотив – направленность обучающихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Цель – направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. Интерес, эмоциональный настрой - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Смысл учения – это внутреннее отношение школьника к учению. Это сложное личностное образование, которое включает осознание и понимание значимости учения. Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована достаточно известная методика Лускановой Натальи Георгиевны.
Хорошая школьная мотивация. Такой вид мотивации у большинства обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. Низкая школьная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Результаты диагностики позволят педагогу выстроить систему работы по формированию положительной учебной мотивации как с каждым учеником индивидуально, так и со всем классом. Факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у обучающихся:
Все факторы, влияющие на формирование мотивации ученика должны иметь, если можно так выразиться, положительный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Здесь хотелось бы остановиться на трёх китах учебной мотивации.
Исходя из озвученного, изучив специальную литературу и обобщив свой собственный педагогический опыт, я составила перечень условий, соблюдая которые, мы сможем добиться формирования положительной учебной мотивации у наших обучающихся: 1. Грамотное планирование учебного занятия. Необходимо определить ключевые идеи темы, принципы, основные единицы. Для поддержания интереса необходимо привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой. 2. Обогащение содержания личностно ориентированным материалом. 3. Обращение к жизненному опыту детей. 4. Чем младше ребёнок, тем чаще и больше материал должен подаваться в образной форме. 5. Не допускать усложнённости или упрощенности учебного материала. Предлагаемая информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности обучающихся. Поставленные учебные задачи не должны быть лёгкими, они должны вызывать определённые трудности, что поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Но нужно помнить, что чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха. 6. В обучении должны создаваться возможности для творчества детей. 7. Акцент на положительные результаты в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять. Таким образом даётся стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Всем известное нам обучение и воспитание успехом. Сюда же мы можем отнести такие приемы: 8. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. 9. Необходимо как можно чаще предоставлять обучающимся возможность решения поставленных учебных задач самостоятельно. Задачи должны быть интересными и захватывающими. 10. Не навязывать учебных целей «сверху». Только совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач. 11. Активное привлечение школьников к обсуждениям по различным вопросам. Организуйте дискуссии, обсуждения, споры, познавательные игры и другие виды деятельности. Но не забывайте об адекватной оценке происходящей ситуации. 12. Дозированно использовать на уроке ситуации соревнования. Ведь любое соревнование – это способ проявить себя в наилучшем качестве, и познать свои способности. Обучающиеся начальных классов очень любят задания соревновательного характера, ведь именно в младшем школьном возрасте развит дух соперничества, главное, чтобы он был без негативной окраски. 13. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. Не прибегать к укорам ребенка в медлительности. 14. Необходимо оценивать не только итог работы, но также пути и способы достижения результата. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях. 15. Включение школьников в процесс оценивания. Это будет формировать самоконтроль, поможет повысить интерес к выполняемой деятельности. 16. Использование воспитательной роли классного коллектива. Но как было отмечено выше, не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность. 17. Постоянно старайтесь поддерживать позитивную психологическую атмосферу в классе. Даже при необходимости критики следует изначально сконцентрировать внимание на позитивных аспектах выполняемой учеником деятельности. 18. Гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным; поддерживайте ровный стиль отношений между всеми учениками. 19. При наличии конфликтов среди учеников, необходимо их своевременное разрешение, так как конфликты могут повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного обучающегося, так и всего класса, что может привести к снижению учебной активности. 20. Учитель должен осуществлять руководство работы детей, учить их способам взаимодействия и в тоже время не быть диктатором. Формы и методы стимулирования познавательной активности обучающихся
Например: беседа-парадокс, экспресс-опрос, защита оценки, защита читательского формуляра, репортажи, интервью, пресс-конференции, бенефис, телепередача, устный журнал, тренинги в активном режиме, эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа и другие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для становления мотивации следует использовать не один выбранный вами способ, а различные способы - в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех обучающихся. Основная задача учителя - создать определённую ситуацию, то есть условия, которые обеспечат успех и вызовут интерес, порождающий мотивацию.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Развитие математической грамотности у младших школьников Как эффективно использовать метод микроскопирования на уроках биологии: мой опыт Пластилинографика как средство речевого развития детей младшего школьного возраста Особенности и трудности при подготовке к ОГЭ по обществознанию Использование проверочных работ на уроках информатики в школе Последние новости образования
Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Развитие математической грамотности у младших школьников Использование проверочных работ на уроках информатики в школе Как эффективно использовать метод микроскопирования на уроках биологии: мой опыт Пластилинографика как средство речевого развития детей младшего школьного возраста Особенности и трудности при подготовке к ОГЭ по обществознанию |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены