РАЗРАБОТКИ
|
Формирование у младших школьников «исторического мышления» путем изучения былин на современных уроках литературного чтенияЕмельянова Татьяна Анатольевна «Русский народ создал огромную изустную литературу: Демократические изменения в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования. В «Концепции модернизации российского образования сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях российского народа. Возвращение традиционной народной культуры обусловлено общим кризисом российского общества. Конкретных путей формирования исторического мышления у современных школьников немало. Одним из них, причем не столько теоретическим, сколько практическим, а значит, эффективным и плодотворным, является формирование у детей устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего народа, в том числе и народной литературе. Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, наверное, единственной нравственной опорой духовной жизни людей. Знакомясь с художественно-исторической литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Этому учат нас многие герои современной литературы для детей. Но где истоки нашей богатейшей русской литературы? Конечно, в народном фольклоре. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Нужно ли сейчас изучать фольклор? Конечно, да! Еще академик Дмитрий Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета , достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»Таким образом, и в наши дни остается актуальным изучение фольклорных произведений на уроках литературного чтения, высшим проявлением которых являются былины.. Былины - один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающих реальную историческую основу со сказочными , фантастическими вымыслами. Былины не воспроизводят точных исторических фактов. Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались -XI-XII веков: это поэтическое изображение Киева – стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко ( в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей– Владимира Святославовича и Владимира Мономаха). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими « дорожки прямоезжие Не стоит воспринимать былину как историческую хронику: она толкует историю по - своему. Реально существующие города становятся «точками» приложения богатырской силы: пространство в былине напрямую связано с описываемыми событиями, с действием. Вместо сказочного «долго ли, коротко ли…»- быстрая смена событий, гиперболизация временных промежутков (Илья Муромец, отстояв заутреню в Муроме, почти успевает к обедне в Киев-град). Историческое время, отразившееся в былинах киевского цикла, - своеобразное «единое эпическое время», знаком которого является князь Владимир. Реальное историческое лицо становится условным персонажем – князем единой, могучей Руси, ограниченной лишь богатырской заставой в необозримой степи. Исторические события, воспетые в былинах, с течением времени приобрели сказочный характер. То, что совершалось когда-то силами всего народа, стало приписываться какому-то одному герою - могучему, бесстрашному, великодушному, любящему родную землю богатырю, который воплотил в себе лучшие качества своего коллективного автора – народа. Добрыня Никитич- первый по времени герой русского эпоса. Считается, что прототипом богатыря послужил дядя князя Владимира, брат ключницы Малуши, которого летопись называет «храбр и наряден муж». В былинах о Добрыне подчеркивается его «вежество»- это самый «культурный» богатырь киевского цикла. Он прекрасно поет, аккомпанируя себе на гуслях, обучен грамоте, искусно стреляет и являет чудеса богатырской удали. Алеша Попович - смел, молод. Порывист, умен, способен на воинскую хитрость (именно этим средством пользуется Алеша Попович в сражении с Тугариным, ловко отвлекая внимание врага). Илья Муромец - самый «популярный» из богатырей. Почему Илью нельзя представить молодым? Почему он изображается в былинах старым казаком? Этот человек, целиком посвятивший себя защите Руси, опытный и мудрый, лишенный страха смерти. Не случайно, исцеляя Илью, странники говорят ему: «Смерть тебе в бою не писана». Отдельным памятником русского фольклора стоят так называемые новгородские былины, одним из героев которых является Садко. Предваряя разговор об этой былине, следует упомянуть об исключительности, уникальности Новгорода в русской истории. В былине о Садке очень много «новгородского», и потому можно обсудить с детьми и промыслы новгородские. И поход кораблей Садко по историческому пути: Волхов - Ладожское озеро-Нева-море и о многом другом. Образ антогониста героя тоже весьма показателен. Он имеет смешанные звериные и человеческие черты. Важная особенность былин в том, что враг в них (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. Например: Соловей- разбойник. Почему он - разбойник? Разве он грабит или убивает на большой дороге? Он сидит на дереве, и подстрелив Соловья, Илья привязывает его к седлу - так обыкновенно поступали с дичью. Освобождая прямоезжую дорогу на Киев, Илья Муромец, с одной стороны, уничтожает чужой мир, а с другой - служит делу объединения Руси . Почему Илья Муромец отказывается стать воеводой в Чернигове? Потому что его цель - не защита отдельного города, а служба всему русскому народу. Правильное чтение откроется перед детьми занимательностью содержания былин и даст первое представление о художественном своеобразии этого вида устной поэзии – медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырских героев. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи – могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги. Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи – все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, которого былины заслуживают. Обязательно нужно говорить с детьми о поэтике былин, так как былина- это прежде всего песня. Именно с этим связана одна из серьезных сложностей при изучении былин. Действительно, читая былину, мы безусловно, несколько искажаем представление об этом жанре. Поэтому так важен образец чтения, а в лучшем случае прослушивание былины под сопровождение народного, но уже забытого инструмента – гусли Читая былину, можно ли догадаться, что перед нами песня? Особая, необычная, не похожая на те фольклорные варианты, с которыми дети уже сталкивались, но все-таки песня? Какие особенности былины свидетельствуют о её стихотворном характере? Характерен стихотворный метр былины – народный эпический стих: три- четыре четких ударения в строке, интервалы между которыми 1-3 слога. Соблюдение количества ударений требуют введения дополнительных ударений, лишних слогов, восклицаний. Песенная природа жанра определяет и наличие большого количества повторяющихся слов в строке, в том числе служебных, суффиксов, частиц: «Из того ли то из города из Мурома, Былина не стремится по быстрее передать информацию. Она медленна, размеренна и величава, потому что события, о которых она повествует, тоже нешуточные. Стих былины связан с напевной речью- речитативом, часто используется перехват, знакомый нам по народной песне: «Прямоезжая дорожка заколодела, В курсе литературного чтения авторов В.Г.Горецкого и М.В. Головановой изучаются былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Садко. Главная цель всех уроков по изучению былин сводится к тому, чтобы показать учащимся, как выражает свое отношение к богатырю в слове народном, чем восхищается русский народ, а что осуждает , каково его отношение к историческим событиям. Важно, что те знания и умения, которые получат учащиеся 3 класса, расширились и углубились в процессе изучения былин в 4 классе, так как тексты к четвертому классу существенно усложняются. Поэтому возникает необходимость некоторой системы по изучению былин в начальной школе. Я предлагаю следующую систему знакомства с былинами в начальной школе.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Сценарий открытия мероприятия «Вечер на коньках» Методика по составлению гербария, сбору плодов и семян древесно-кустарниковой флоры Некоторые вопросы нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе Современные подростки vs. прошлые поколения: в чем ключевые отличия? Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках словесности Творческое пробуждение: развитие одаренности у детей через урочную и внеурочную деятельность |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены