РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Особенности патриотического воспитания школьников

Евгений Викторович Приешкин,
учитель физической культуры
ОГБОУ «Полянская школа-интернат»

В современной российской школе важная роль отводится воспитанию патриотизма учащихся всех звеньев, ведь с самого раннего возраста следует начинать прививать это важнейшее чувство. Огромное значение на пути формирования патриотизма имеет вклад каждого педагога, работающего с детьми.

В первую очередь уточним наше понимание термина. В современной науке существуют различные трактовки «патриотизма». В настоящей статье за основу взято следующее определение: патриотизм – это нравственный и принцип, заключающий в себе любовь к Родине, а также – одна из главных составляющих гармонично развитой личности.

Воспитание патриотизма предполагает развитие у человека чувства любви к своей Отчизне, гордости за нее и готовности к защите ее.

В результате совместной работы педагогов нашей школы на основе базовой программы был разработана система уроков и внеурочных мероприятий, целью которой явилось совершенствование деятельности, направленной на формирование патриотизма у школьников.

Основными задачами реализация данного «патриотического» комплекса занятий были определены следующие:

  • организация системы знаний о Рязани и России;
  • формирование познавательного интереса к окружающему миру;
  • формирование готовности применения на практике полученных знаний.

Итогом внедрения в учебный процесс упомянутой системы стало значительное повышения уровня общего развития учащихся, сформированность устойчивого познавательного интереса к краеведению, к изучению истории России.

Воспитание патриотизма – непростой педагогический процесс, который базируется на формировании моральных и этических чувств.

Основой воспитания у ребенка чувства патриотизма является формирование социального опыта и навыков поведения и коммуникации в обществе. Однако для детей характерна неделимость, своего рода синтез знаний и нравственных переживаний. Иными словами, чтобы знания воздействовали на этическое развитие школьников, необходимо сопровождение их эмоциями и чувствами.

Система патриотического воспитания патриотизма в нашей школе содержит воспитание уважения к символам государства: флагу, гербу, гимну. Кроме того, педагогами разработан комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию школьников, включающие в себя различные направления: гражданское, культурное, спортивное и военно-патриотическое.

Гражданское воспитание включает в себя знакомство с основными символами Российской Федерации, некоторыми положения Конституции РФ, актуальными вопросами жизни страны, и представлено в форме классных часов, уроков патриотического воспитания, викторин.

Культурное направление патриотического воспитания в нашей школе представлено в основном экскурсионной деятельностью и заседаниями исторического и краеведческого кружков.

Спортивное патриотическое направление представлено ежегодным воспитательным мероприятием, посвященным Дню защитника Отечества, – «К бою готов!»

Данное мероприятие представляет собой военно-спортивное состязание, призванное продемонстрировать элементы подготовки к армейской службе. Следующее направление тесным образом связано с только что рассмотренным направлением.

Военно-патриотическое направление предполагает формирование чувств уважения к службе в Российской армии на основе изучения исторического прошлого русского народа.

Данная работа связана с организацией выставок, приуроченных к наиболее значимым датам военной истории нашей Родины, встречами ветеранов, участием в параде Победы, возложением цветов к памятнику воинам, разработкой научно-исследовательских проектов.

В настоящей статье представлен далеко не полный перечень мероприятий, реализуемых в нашей школе в рамках формирования патриотизма учащихся. Наши педагоги находятся в постоянном поиске новых и наиболее актуальных методов, приемов и форм воспитания чувства любви и уважения к своей Родине школьников разных звеньев. Данное направление педагогической деятельности, на наш взгляд, является безусловным и неизменным компонентом всестороннего развития гармоничной личности.

Воспитание гражданина, патриота в условиях сегодняшней нестабильности – важнейшая цель современной российской школы. Каждому педагогу необходимо учитывать это при планировании своей образовательной деятельности. Нравственные качества, вложенные в каждого ученика, вернутся нашей Родине в стократном размере.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  3. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  4. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.