РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Патриотическое воспитание и формирование гражданственности как средство активизации познавательной деятельности на занятиях литературы

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.

В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение, что:
«Патриотизм – это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

На уроках литературы привить учащимся чувство патриотизма можно с помощью творчества поэтов «серебряного века». К таким поэтам можно отнести творчество С.А.Есенина, А.А.Блока.

Читая стихотворения А.А. Блока и С.А. Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая С.Е. Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств. “Чувство Родины – основное в моём творчестве,” – говорил С.А. Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах С.А. Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья.

Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. С.А. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и грустный, потому что этот родной край внешне неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый дом низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности.

Очень ярко и своеобразно выражено другое отношение к Родине знаменитого поэта Александра Александровича Блока. В тысяча девятьсот пятом году поэт пишет прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже звучал основной тон патриотической лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятного,
Как и жить и плакать без тебя! –

восклицал Блок, обращаясь к России. Поэт говорит о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью и светлой надеждой.

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…

Можно с уверенностью сказать, что чувства по отношению к Родине у Блока и Есенина очень похожи, они оба безумно влюблены в Россию и восхваляются ее, несмотря на разрушительное воздействие нового поколения на деревенскую жизнь крестьян. Впоследствии которое может полностью уничтожить все «святые» места нашей страны и кардинально изменить образ жизни простых людей, описываемые в стихотворениях.

Цикл стихотворений «Родина», создававшийся с тысяча девятьсот седьмого года по тысяча девятьсот шестнадцатый год стал своеобразным итогом размышлений о России. На мой взгляд, именно в стихотворении «Россия» звучит мысль о способности страны выдержать все трудности нелёгкого времени, испытать многое и не потерять своего лица:

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадёшь, не сгибнешь ты…

Тем самым, прочитав лирические произведения Блока, можно сделать вывод, что А.А. Блок – истинный патриот совей Родины, для которого она представляет собой, образно говоря, необъятны просторы, песни и дальние дороги.

Россия – красавица, невеста;
О, Русь моя! Жена моя!

В образе России для поэта содержится всё. Он верит в свою святую родину, верит в её будущее, он неразрывно, всей своей судьбой, связан с ней, со сказочной своей Россией.

Таким образом, истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития является духовно-нравственный компонент. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Читайте также:

Онуляк Юлия Владимировна 09.10.2021 70 0 Фото: Hilary Clark / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены