РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновации и традиции в патриотическом воспитании

Степанова Р.Р.,
ГБПОУ ИО "Усть-Ордынский аграрный техникум",
преподаватель истории

Воспитание - великое дело:
им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Воспитание подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных проблем. Перед нами стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это стабильное настоящее и будущее. Наша задача помочь нашим детям помнить национальную, родовую память, уважительно относится к своей истории, древним корням, чтить память предков, приобщать к истокам народной культуры.

Историческое прошлое – это огромный путь. Благодаря чему шло развитие? Человечество благодаря образованию, воспитанию преодолело страх перед непонятным, неизведанным и продолжило свое активное развитие.

Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, ребята должны оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Духовность, нравственность, патриотизм – это главные непреходящие общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение которых у разных народов мира совпадает.

Большую роль в воспитании обучающихся имеет поисковая работа. Огромное количество фактов, событий, сказаний, исторических эпосов становятся фактором знакомства с окружающим миром. Знакомство с ними формируют нравственные правила, нормы поведения. Все это делается в понятной и доступной форме (выпускают альбомы, пишут статьи и т.д.).

Работая над проектами по истории (темы «Ветераны живут рядом», «Мои героические предки», "Письмо потомкам") обучающиеся показали интерес не только к фактам и событиям, но и свое отношение к духовным ценностям. Создавая свои работы, они осознают свою причастность к прошлому, стремятся узнать поступки, мотивы поведения людей другого времени. Здесь идея Родины переплетается с судьбой близких людей и находит особое звучание. Самостоятельно добытые знания по истории своей малой Родины создают основу для дальнейшей поисковой работы. Ребята понимают, что "без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству".

Общепризнанным является то, что знание становится духовным тогда, когда знания превращаются в личностно-значимое. Формирование гражданина идет не на абстрактных понятиях, а на примерах из жизни своих родителей, истории района, истории региона, истории страны.

Большую роль в нравственном воспитании играет оценочная деятельность обучающихся на уроках истории. Ребята учатся самостоятельно осмысливать как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. Уроки мужества, викторины, интеллектуальные игры дают возможность открыть героев, патриотов, которые сражались за Родину. Узнают интересные факты деятельности своих земляков. Ребята оценивают вклад своих близких в победу над врагом. Дают анализ событий далеких лет. Усваивают, что и в прошлые времена и современном обществе имеет место культ денег, сила власти, честь и бесчестие. Ребята осознают, что только стремление самим понять себя, изменить себя – есть движение сделать мир лучше.

Краеведческая работа помогает проникнуть вглубь истории, изучить духовные ценности. Собирая экспонаты, изучая факты ребята осознают свою близость к своему народу. Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому человеку от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную, личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивают народ. Общественный характер принимают национальные праздники: Сур-Харбан, Сабантуй, Масленица и т. д. Многие ребята участвуют в рамках праздников в спортивных состязаниях по вольной борьбе, скачках, стрельбе из лука. Обычаи, традиции спортивной жизни народа требуют хорошей физической подготовки, дисциплины. Поэтому многие ведут здоровый образ жизни, который становится фактором успешности во всей жизни человека.

Изучая историю древнего мира обучающиеся знакомятся с жизнью и деятельностью греков: спартанцев, афинян. Для себя они берут положительный пример из уникальной цивилизации. Узнают, что эталоном гражданина являлось служение государству-полису. Обучающиеся убеждаются, что в греческом обществе важно было быть патриотом. Ребята узнают, что в основе расцвета Афин было образование. Выполняя задание приходят к выводу, что неприхотливость в повседневной жизни и практичность были главными качествами граждан Афин. В Спарте целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Основной упор делался на физическое развитие, о всестороннем и гармоничном развитии не было и речи. Считалось, что если человек физически развит, то все остальное само приложится. И для себя ребята выводят тезис: как в древности, так и в современном мире человек должен быть сильным, выносливым, быть готовым в любых условиях защищать ценности своего Отечества.

Темы по культуре, завоевательным войнам А. Македонского показывают достижения греков, их вклад в мировую историю. Изучая факты из биографии А. Македонского, ребята узнают, что он был не только великим полководцем. Он был гражданином мира, потому что соединил ценности Запада и Востока. Благодаря походам греков произошло проникновение и взаимообогащение разных культур, обычаев, традиций. На историческом примере ребята убеждаются как важно в современном мире быть и патриотом, и гражданином. Обучающиеся выполняя задания усваивают, что все достижения были возможны при трудолюбии, дисциплине, ответственности. Делают вывод, что Родине, своему Отечеству во все времена служили и будут служить все народы.

Как человеку преодолеть свои слабости? Как стать сильным и успешным?

Ребята, изучая историю осознают, что труд земледельца, ремесленника, торговца был основой всего, понимают, что для выполнения любой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие. Ребята приходят к выводу, что труд основа процветания государства, общества. У любого народа главное мерило духовности, патриотизма – это труд. Сегодня много информации в сети интернет, средствах массовой информации о возможности быстрого заработка без особых умений, знаний, навыков и противостояние вирусу «легких денег» возможно только через активный труд.

Для многих ребят очень значимым являются семейные ценности: предметы домашней утвари, одежда, фотографии. Собирая экспонаты для выставки они не только многое узнают, но и создают летопись истории предков улуса, села, региона, страны. Очень много исторических предметов ребята делают сами. Это предметы из дерева, кожи, предметы культа шаманов (обереги, амулеты) имеющие особую магическую силу. Особый интерес вызывают предметы, принадлежавшие родителям. Ребята узнают много нового и формируют навыки использования исторических раритетов. Обращаясь к духовным истокам народа делают правильный выбор между добром и злом. Возврат к религиозным нормам помогает ребятам преодолевать жизненные невзгоды. Научится жить по принципу: не убий, не укради, не навреди можно при постоянном стремлении саморазвития, самосовершенствования.

Создавая различные украшения, макеты жилищ, фрагменты национальной одежды, изучая статьи, книги по теме ребята учатся уважать культуру своего народа, поклоняться старшему поколению, идентифицировать себя со своим народом. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляют связь поколений.

Быть победителем в жизни сложно, но подготовить себя к трудностям окружающей действительности можно. Эффективным приемом нравственного воспитания является изучение семейных традиций в кулинарии. Не секрет, что здоровая пища символ долголетия. Культура народа отражается в культуре питания. Для каждого человека существуют как национальные, так и классические блюда. Вкусы у всех очень разные, но в одном все едины – вкусная пища. И все же формирование правильного питания есть основа процветания человека, его счастливого развития на долгие годы. Красота, здоровье, сила человека зависит не только от окружающих, но и от самой личности. Сегодня рынок диктует свои законы.

Погоня за наживой не учитывает ценность человеческой жизни. Поэтому мы становимся свидетелями употребления различных диет, неправильного питания приводящих к сокращению жизни. При подготовке и употреблении любых блюд каждый должен исходить из позиций здорового образа жизни. Многие ребята берут пример долголетия своих бабушек, дедушек основываясь на истории и кулинарных традициях своей семьи. Без крепкого здоровья не может быть – ни победителей, ни побежденных.
В воспитании важно не запрещать, а создать условия для самостоятельного поиска и обретения личностного смысла той или иной нравственной ценности. Найти в себе мужество признать свою вину, неправоту, умение радоваться общению с другими людьми: проявлять смелость, терпение, силу воли, сострадание. Все это результат пытливого поиска в историческом прошлом, традициях, обычаях, обрядах.

Использованная литература:

  1. История Усть-Ордынского бурятского автономного округа. - М. Прогресс 1995. 543 с.
  2. История Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Учебное пособие для образовательных учебных заведений. Улан-Удэ. 2003. 190 с.
  3. История В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. Москва издательский центр «Академия». 2018. 448с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены