РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Мир вокруг нас"

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №78

Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Мир вокруг нас"
Автор методической разработки
учитель начальных классов
МОУ СОШ №78
Филимонова Людмила Николаевна
Волгоград 2008


В начальной школе, на первой ступени обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества.

На первой ступени обучения ребенок пополняет свои знания о природе, знакомится с целостной картиной мира. Экологическое воспитание имеет особое значение, т.к. вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план, без этого невозможна жизнь человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Через систему внеклассных занимательных занятий ребенок учится видеть ценности природы, необходимость охраны природы, обосновывает правило и порядок поведения в окружающей природной среде. На внеклассных занятиях ребенок раскрепощён, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения. Ребенок получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к окружающему миру, но, и осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Целью этого занятия является становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека;
формирование представлений о природном социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Младшие школьники учатся решать реальные экологические проблемы:

- защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;
- забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- охрана природной среды от загрязнения разрушения и истощения.

Предлагаемое занятие можно провести в любом классе начальной школы, поскольку его содержание доступно возрасту и пониманию младших школьников.

Для этого занятия подготавливается на большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло-голубого цвета, на нём аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они тёмно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Третий круг - неокрашенный, белый, на нём прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвёртый круг - ярко-синего цвета. В нём фигурки неопределённых форм тёмных цветов. Пятый круг – зелёного цвета. На нём прикреплены чёрные квадраты и круги. Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растения, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце ( жёлтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю – звёзды.
В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи:

1. На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

2.По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.

3.Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

4.Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

5.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

6. Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!

/Фонограмма голосов леса./

Все вместе:

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте лесные голоса!
Звери просят помощи – не троньте –
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки,
От пожаров с дымом до небес.
Люди мира, будьте зорче втрое
Берегите лес! Берегите!

Учитель.
- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человечек.

- А почему он грустный? (ответы детей)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймём, почему он грустный.

Первый корреспондент.
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает), но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)

- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей.)

- Проветрили комнату, стёрли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов.) Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени. А нам всем надо беречь растения.

Учитель.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.
- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку?
- Хотите послушать? (Включить громко рок-музыку)
- Что такое…? Вам не нравится? Почему? (ответы детей)
-Да, ребята, шум является загрязнителем окружающей среды. От таких громких звуков люди могут заболеть. Вот ещё: некоторые ребята могут пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями)-, звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?
(Ответы детей.)
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.
Не умыться ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

- О чём же эта страничка? (О воде.)
- Где больше всего воды на земле? (В океанах, реках, морях, озёрах.)
- Для питания растений и животных не всякая вода пригодна.
( На столе два стакана с водой: солёная и пресная.)
- Ребята, эта вода из океана. Попробуйте её на вкус. (Солёная.)
- А эта вода из родника. (Вкусная.)
- Вы станете пить и умываться водой из океана? (Нет.)
- И растения с животными тоже не станут. Чтобы напиться и умыться нужна вода пресная, не солёная и она должна быть обязательно чистой.
- Ребята, про какую водичку говорится:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? ( Ответы детей.)
- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нём пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей.)
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. (На доске вывешиваем картинки с условным изображением.) Уберём все грязные пятна.

Учитель.
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зелёная страничка нашей газеты.

Четвёртый корреспондент.
-Зелёная страничка нашей газеты, страничка жизни:
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг?

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.)

Посмотрите на это поле, на нём черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами и деревьев было много кругом? (Ответы детей.)
- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, не ломать ветки деревьев и кустарников.
(На доске вывешиваем картинки с условным изображением.)

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
- Мы запомним это правило и можем убрать чёрные круги.
- Посмотрите как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу.
Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека.
Что будем делать? Как убрать чёрные квадраты? (Ответы детей.)
- Главное правило – не ловить никаких животных, не охотиться на животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд, не ловить сетями рыбу, сачком бабочек.
(На доске вывешиваем условные изображения.)
Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков, муравьёв.
(Дети исполняют песню про муравья.)

Песня про муравья.

1к.
Нёс однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.

 

Припев:
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
«Он очень ма… он очень ма…
Он маленького роста».
2к.
Закричал коту я: «Брысь!
Гав-гав-гав! Поберегись!»
И разбойничьи усы
Сразу спрятались в кусты.
Припев.
3к.
В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Припев.

Учитель.
- Запомним это правило. Уберём чёрные квадраты. Лучше без них на зелёном поле!
(Под ними рисунки лягушки, хищной птицы и бабочки. Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)

Дети исполняют песню на мотив «Песенка Крокодила Гены»
 

Защитим нашу Землю
Мы от рук браконьеров
Не позволим мы трогать зверей .
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть поет соловей.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
2.
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!

Учитель.
- Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.)
Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Дети исполняют на мотив песни «Пусть всегда будет солнце» Гимн природе:

Гимн природе

1к.
Шар наш земной, где родились,
Где море, где горы и степи
Будем беречь, будем стеречь
И охранять будем вечно!
Припев:
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома - цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
2к.
Стой человек, остановись,
Не разрушай мир прекрасный.
Лес охраняй, птиц береги,
Не разоряй гнёзд напрасно!


Припев

3к.
Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!

Припев.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены