РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Роль начальной школы в процессе социализации учащихся

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи

Человеческие черты в ребенке формируются только потому, что с первого дня своей жизни он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его духовные и материальные потребности, ребенок становится членом общества. Такой процесс приобщения личности к обществу, а также и процесс формирования личности ученые называют социализацией.

Процесс социализации ребенка начинается с самого рождения и длится всю жизнь. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык, поведение в быту, восприятие культуры своего народа и других народов, способность к творчеству и т.д. Происходит становление личности в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Социализация идет в процессе взаимодействия ребенка с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Ученые-педагоги относят школу к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа охватывает три возрастных этапа социализации ребенка: младший школьный возраст (6,5-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление и развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей для гармоничного развития личности выделяются три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. На каждом этапе развития содержание и способы решения задач будут различаться и это необходимо учитывать. Для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, а в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Школа должна помочь в определении задач социализации ребенка, помочь найти пути их решения, привлекая при этом всевозможные методы и приемы педагогики, социальной психологии.

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли семья, детские организации и клубы, объединения и т.д. Она выступает фактором, осуществляющим первоначальную дифференциацию общества, формирующим социальный статус ребенка, помогающим ему адаптироваться к разным социальным условиям.

Система образования – один из важнейших факторов стабильности общества, социальный регулятор отношений между обществом и школой. Об этом говорит и то, что содержание образования формируется под влиянием общества, а общество изменяется под влиянием образования.

Школа есть социальное пространство общения ребят, она создает возможности для реализации или активизации в сферах взаимодействия, частично – в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Проблемы в экономике, политике, культуре и образовании накладывают свой отпечаток и на систему воспитания, разрушая прежние идеалы, не давая взамен ничего нового. Наблюдения показывают, что определенная часть учащихся не стремятся к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму. Другие ребята, наоборот, стремятся к общению, стараются показать себя во всевозможных делах класса и школы, даже если не все получается сразу.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь освоить те законы, по которым живем мы – взрослые.

Основную роль в процессе социализации играет воспитательная работа, как на уроке, так и во внеурочное время. В нашей гимназии воспитательная работа построена на основе программы развития «Гимназия – центр гражданского образования детей и взрослых». Стратегическая задача: создание воспитательного пространства, обеспечивающего социальную активность участников образовательного процесса в условиях гражданского образования детей и взрослых.

Миссия гимназии – воспитание нравственного, инициативного, ответственного и социально-компетентного гражданина России через обновление содержания образования, наполнение воспитательного пространства и социальное проектирование.

Каждый месяц учебного года имеет свою воспитательную направленность:

  • Сентябрь «Наша гимназия – наша страна»
  • Октябрь «Я – сибирской породы»
  • Ноябрь «Закон и правопорядок»
  • Декабрь «Я и моя семья»
  • Январь «Человек и его дело»
  • Февраль «Отечество. Патриотизм»
  • Март «В поисках красоты»
  • Апрель «От чистоты окружающей среды к чистоте помыслов»
  • Май «Май шумит весной нарядной»

Все мероприятия, проводимые в течение месяца, посвящены данной тематике. Например, в сентябре проводятся классные часы по темам: «День знаний», «День Байкала», «Виват, гимназия!», «Символика Иркутска и Иркутской области»; экскурсии по гимназии (1 класс), в музей Н.Н.Абаринова (2 класс), экскурсия по микрорайону (3 класс), экскурсия по городу (4 класс). В январе классные часы посвящены темам: « Все профессии нужны, все профессии важны» (1 класс), «Профессии моих родителей» (2 класс), «Кем я хочу стать» (3 класс), «Человек и его дело» (4 класс), экскурсии в школьную столовую (1 класс), на почту (2 класс), в гуманитарный центр им. семьи Полевых (3 класс), на предприятия города, где работают родители обучающихся (4 класс).

При налаженной совместной работе классных руководителей, учителей-предметников, родителей и общественности достигаются следующие результаты:

  • укрепление здоровья ребенка и обучение его сохранению;
  • формирование положительной «Я-концепции»;
  • развитие умения общаться и сотрудничать;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие мотивационно-потребительской сферы;
  • воспитание патриотизма и гражданской ответственности;
  • воспитание нравственных качеств личности;
  • создание условий для развития творческих способностей школьников;
  • создание условий для спортивно-оздоровительной деятельности;
  • совершенствование работы по эстетическому воспитанию.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.