РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Культуроведческий подход в обучении и воспитании на уроках русского языка

Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит сегодня очень остро. Поэтому немаловажно то, что в процессе изучения родного языка и литературы необходимо одновременно приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа, формировать культуроведческую компетенцию.

В основе работы лежит актуальная проблема современности – необходимость воспитывать человека культуры.

Отсюда следует, что вопрос о культуроведческом подходе к преподаванию русского языка важен, также актуальны исследования реализации культуроведческого подхода к преподаванию русского языка.

Цель данной работы: краткое обобщение опыта, накопленного в области реализации культуроведческого подхода в преподавании русского языка.

Под культуроведческим подходом понимается «усвоение учащимся в процессе изучения языка жизни, опыта народа, его культуры и духовно – эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» (Л.А. Ходякова).

Культуроведческий подход направлен на формирование у школьников образа национальной культуры, этнокультуроведческой компетенции, «включающей осведомлённость учащихся о языке как о культурно – национальном феномене и представление о связи языка с национальной культурой» (А. Д. Дейкина).

Урок русского языка как предмет мировоззренческий при таком подходе нуждается в переосмыслении: изучение должно развивать культуроведческую компетенцию.

Осуществление культуроведческого подхода может производится разными путями. Рассмотрим некоторые из них.

С точки зрения исследования проблемы, связанной с реализацией культуроведческой направленности современного русского языка, особый интерес представляет вопрос о критериях отбора текстов.

Говоря о качествах текста, мы имеем в виду не только его содержание

(О чём говорит автор? Интересно ли это современному школьнику?),

но и – это главное! – но и то, как выражено содержание: способен ли этот текст оказать эстетическое воздействие, вызвать отклик у читателя, воспитать хороший вкус?

На своих уроках по комплексному анализу текста использую дидактический материал (тексты), предложенный Пахновой Т.М. и опубликованный в журнале «Русский язык в школе», «Русская словесность»,в газете «Русский язык» (Приложение к «Первое сентября»),

а также пособие «Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку» . Пособие для учащихся «А.С. Пушкин на уроках русского языка» (автор Пахнова Т.М.) содержит дидактические материалы, направленные на осуществление взаимосвязи русского языка и литературы. В пособии представлены разнообразные тексты о Пушкине , о его произведениях. Использую в своей работе и тексты, предложенные в книге для учителя «Знаменитые россияне на тверской земле» (автор Н.М. Лебедев). Это тексты краеведческого (тверского) характера. Они содержат интересные и полезные сведения из жизни общества. Все тексты насыщены культурологической информацией, поэтому комплексная работа с текстом включает и культуроведческий комментарий (нужно обратиться к энциклопедическим словарям, справочникам, толковым словарям).

Можно предложить следующие задания к текстам: (задания речеведческого характера)

1. Прочитайте текст. Определить тему, основную мысль, выписать ключевые слова;

2. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста;

3. Определение стиля текста; доказать своё мнение;

4. Тип речи;

5. Какие средства выражения не только мыслей, но и чувств использует автор? Объясните их роль.

(задания языкового характера)

6. Произведите разные виды разбора .

Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания: а) в предложениях с однородными членами; б)при обособлении определений, обстоятельств; в) в сложных предложениях.

7. Самостоятельно сформулируйте правила, направленные на повторение орфографии.

8. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

9. Произведите культуроведческий комментарий; чем обогатилось, в чем углубилось ваше восприятие данного произведения?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

На своих уроках осуществляю межпредметную связь. На уроках литературы в старших классах предлагаю ученикам поразмышлять над проблемой национального характера: «Мы русские, а это значит…», порассуждать на тему «Судьба русской деревни». Свои размышления учащиеся высказывают в сочинениях. «Деревня умирает, но так любима, так дорога моим родителям. Мысль о смерти ранит их сердца», «… гибель деревни ведёт к исчезновению из нашей жизни таких понятий, как связь поколений, заветы отцов, зов родной земли, продолжение рода, душевная доброта, чистота…», «…деревня – это Россия, малая родина, родительский дом, от порога которого уходим мы, дети, в большой мир и уносим с собой дорогие сердцу места…», «…деревня - кормилица, житница России, неутомимая труженица». Выпускники осознают, что судьба родной деревни – это историческая и духовная катастрофа, связанная с ломкой векового уклада, традиций. Их сочинения пронизаны заботой о судьбе русской деревни, любовью к малой родине, наполнены нравственного смысла.

В своей работе привожу фрагмент сочинения выпускника 11 а класса на тему : «Судьба русской деревни».

"Русская деревня… Как много значит она для русской души, для русского человека, для России!

Деревня – это огромный очаг красоты и величия русской природы, русского народа, в котором заложено всё наше культурное наследие , и в моём сознании русский человек просто неразделим с деревней, потому что именно в ней берут начало наши истоки, наши корни.

Что предстает перед взором человека, услышавшего это простое слово. Сразу же небольшой бревенчатый серый домик с резными расписными ставнями, широкий дворик, с чуть наклонившимся плетнем, на котором с утра до ночи поют свои песни горластые петухи, слышится с утра незамолкающий лязг ведер и кастрюль хозяев, лай собак и улавливается ни с чем не сравнимый запах свежеиспеченного хлеба и наваристых щей, только что вынутых из печи, а совсем недалеко слышится звон колокольчиков мирно пасущихся добротных коров. Одним словом, видится размеренная, спокойная деревенская жизнь. К сожалению, в наши дни возникает множество проблем, связанных с деревней. Наряду с проблемой экономики возникает самая страшная возможность исчезновения житницы России с лица земли! Сегодня деревня утратила своё былое могущество и великолепие. Повсюду господствует разруха: заколоченные окна, захламлённые, поросшие собольей дудкой пустыри, на которых когда – то кипела жизнь, и старые – престарые избы с провалившимися крышами, в которых сутками напролет пирует птица мира. Лишь одинокие старушки прискорбно сидят на лавочках и безнадежно смотрят вокруг. Все это вызывает не только смертельную тоску, но и волну возмущения и негодования. Почему наша национальная гордость, наша самобытная культура постепенно ветшает, как старый дом? Все это приводит к огромным потерям и разорению национальной духовности. Нам остается надеяться на лучшее, ведь для многих людей деревня – это Родина, а Родину, как известно, люди не забывают, и какая бы она ни была, к ней всегда тянет, и где бы ни был человек, она всегда в его мыслях и снах.

Нельзя забывать свои истоки! Всегда храните в своем сердце образ русской деревни!"

Данный текст использовала на уроках русского языка по комплексному анализу текста.

Новая технология работы с текстом способствует формированию культуроведческого подхода в обучении и воспитании. Опора на текст создаёт условия для развития творческих способностей детей.

Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования.

Таким образом, очевидна связь между языком и культурой человека через текст, устную и письменную речь. Текст можно считать формальной единицей культуры. Он также ситуативен, как культура, которая пронизана компонентами духовной жизни человека.

Особое место и направление в своей работе занимает подготовка и проведение уроков с использованием произведений живописи. В работе опираюсь на опыт работы Л.А. Ходяковой.

Произведение живописи и искусствоведческий текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания и тем самым способствуют формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Предлагаемые ниже фрагменты уроков разработаны в соответствии с культуроведческим подходом к преподаванию русского языка, с новым осмыслением картины как текста, как средства, приобщающего школьников к национальной культуре родного народа.

Одна из целей таких уроков создать культуроведческий фон урока посредством использования произведений живописи, текста.

6 класс Грамматическая тема: «Правописание безударных личных окончаний у глагола». Тема высказываний: «В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».

Культуроведческий фон (оборудование) урока : а) портрет художника Васнецова; б) репродукция картины «Алёнушка»

Вступительное слова. Многие произведения Васнецова написаны под влиянием устного народного творчества. Обычно в устной народной поэзии природа изображается созвучной с переживаниями человека. Эта особенность характерна и для картин Васнецова. Природа не просто окружает Алёнушку, а как бы выражает ей своё сочувствие.

Беседа по картине.

1) Кого вы видите на картине Васнецова? 20 какая она? 3) Что девочка делает? 4) Как относится к ней природа? 5) Что окружает девочку? 6) Как могут утешить ласточки? 7) Что общего в настроении природы и девочки?

Задание: подыскать глаголы, которые наиболее точно, ярко передают настроение девочки – сиротки и отношение к ней природы.

Искусствоведческий текст.

На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим одинокую печальную девушку. Она сидит на камне и о чём – то думает. Природа сочувствует девочке. Склоняются к сиротинке тонкие осинки. Охраняют её стройные елочки. Ласково щебечут над ней ласточки. Из воды тянутся кустики осоки. Летят на воду золотые листочки. По щекам девушки катятся слёзы. Грустно на сердце у Алёнушки. Грустно и в природе.

Картина Васнецова – одно из лучших произведений русской живописи. Она является замечательным поэтическим творением о горькой, сиротской доле.

Беседа по тексту.

1) Какова тема данного текста? 2) Какой тип речи? 3) Обратимся к определению стиля текста. Какие образные средства здесь используются ? 4) Как вы считаете, с какой целью они употребляются?

Отрабатывая умения и навыки выбора гласных в суффиксах – ыва-, -ива-, -ова-, -ева- у глаголов, использую текст о Репине.

В этом тексте очень много глаголов на данный вид орфограммы.

Культуроведческий фон урока: портрет И.Е. Репина и его картины.

Художник И. Е. Репин рассказывал, как в детстве он выпрашивал у матери огарки восковых свечей и из воска выделывал фигурки лошадок. Когда кто – то из друзей подарил маленькому художнику краски, он обрадовался и сказал: «Теперь я сам попробую рисовать». Мальчик очень горевал, когда первый рисунок красками не удался. Но Репин не отказался от мысли попробовать свои силы в живописи и стал настойчиво овладевать мастерством художника. Он так упорно работал и учился , что ему скоро стали заказывать портреты.

7 класс. Формирование навыков выделения причастного оборота на письме, осмысление роли в тексте определений, выраженных причастиями и причастными оборотами, конструирование предложений с причастными оборотами провожу на уроках с использованием картин В.Д.Поленова «Заросший пруд», Шишкина «Утро в сосновом лесу».

По окончании беседы по картине предлагаю учащимся искусствоведческий текст, интерпретирующий данную картину.

«Заросший пруд» - это картина, написанная известным русским пейзажистом Поленовым. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком. Светится под лучами солнца поверхность пруда, отражающая деревья тенистого сада. В полотнах Поленова перед нами раскрывается большой художник, умевший глубоко любить свою Родину.

(Задания к тексту: графически объяснить постановку знаков препинания, определить разряд причастий).

Роль причастий – эпитетов в тексте.

Культуроведческий фон: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».

В процессе беседы по картине учащиеся подобрали следующие причастия – эпитеты и образные средства.

Солнце (какое?) – только что проснувшееся, озаряющее деревья, посылающее утренние лучи.

Воздух (какой?) – насыщенный ароматом смолы, пахнущий свежей смолой;

Облака (какие?) – плывущие по голубому небу, озарённые утренним солнцем;

Сосны (какие?) – просыпающиеся после сна, окутанные легким туманом, озарённые лучами летнего солнца. У сосны (какой?) – сломленной бурей, разбитой грозой. Медвежата (какие?) – играющие на сосне, вышедшие на утреннюю прогулку; медведица (какая?) – заботливо следящая.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные слова, эпитеты. В классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов. Важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный предмет.

9 класс. Грамматическая тема: «Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении».

Тема высказываний: «К. Ф. Юон и его картина «Русская зима».

Вступительное слово о художнике.

Выдающийся мастер русской пейзажной живописи, художник необычайно эмоциональный, великолепный колорист. «Я искал новые краски…в природе – в русской весне и зиме, в лете и осени. Я находил их в сиянии родного солнца, в русской народной толпе»,- вспоминает художник. Юон очень любил писать зимние солнечные дни.

Искусствоведческий текст.

(записать предложения, произвести их грамматический разбор; определить вид сложного предложения, составить схемы).

Лучшие работы Юона – зимние и ранние весенние пейзажи, однако с не меньшим увлечением художник создавал портреты, декорации. Картины его покоряют правдивостью, потому что художник умеет передать зрителю своё волнующе – радостное настроение, навеянное родной природой. Энергией, бодростью и поэзией, которыми так щедр его талант, богата и картина «Русская зима».

Вывешивается картина «Русская зима»

(Предлагается короткое описание картины. Текст списывается, проводится орфографическая и пунктуационная работа)

Сне…сне… сне… царство снега. В…лнистые к…вры на з…мле и шапки снега на ветках а небо с…роватое и очень ни…кое. Берёзы с…ят в сн…гу словно яблони в цв…ту и рядом «ель скво… ин…й з…л…не…т. Т…шиной СП…койствием и ч…стотой ве…т от п…йзажа.

Но жизнь людей идёт своим чередом. (От) куда (то) сп…шит ГРУ….а ребят с (не)изме(н,нн)ой спутницей Жучкой. Мя…ко …черче(н,нн)ая по краям к…нава у д…рог… ог…ба…т пр…горок на котором ст…ят три избушки то(же) (полу)занесё(н,нн)ые снегом. У одного из д…мов лошади запр…ж….(н,нн)ые в сани.

Х…телось с…здать п…йзаж (по) пушкински писал (о) себе художник. И это ему уд…лось.

Задание. Из данных простых предложений составить ССП и СПП (устно)

  1. К.Ф. Юон – многогранный художник. Пейзаж он любит особенно.
  2. Картина «Русская зима» - это очаровательная сказка. Она никого не оставляет равнодушным.

Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру: описать зимний пейзаж по наблюдениям.

Грамматическая тема: «Двоеточие в простом и сложном предложениях. Повторение ».

Тема высказываний: «Художник И.И. Левитан»

(Повторим правила постановки двоеточия в бессоюзном предложении, в предложении с обобщающим словом перед однородными членами предложения, а также правила постановки знаков в предложении с прямой речью)

Искусствоведческий текст.

Левитан бывал в разных странах мира: в Италии и в Финляндии, во Франции и Швейцарии. Но любил он только среднюю Россию, и поездки в другие места казались ему напрасной тратой времени.

Художник Нестеров писал о нём: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже : его душу, его очарование. Тяжёлую жизнь прожил художник: даже детство не оставило ему радостных воспоминаний.

(Графически объяснить постановку знаков препинания, произвести предложенные виды разборов.)

2. Творческий диктант. (из 2-х простых предложений составить одно бессоюзное)

1) Маленький Левитан скучал в зимнюю пору. Снег тяготил его. 2) В годы возмужалости он сохранил в неприкосновенности это чувство. Оно стало ещё острее.3) Зимний холод угнетал Левитана. Под снегом умирала земля, останавливались живые воды ручейков, чёрной щетиной стояли молчаливые кустарники и перелески. 4) Художник почти не писал зимних мотивов. Казалось, руки у него замерзали и не могли держать кисти.

3. Диктант «Проверяю себя».

Грусть и задумчивость в большинстве пейзажей Левитана: в нищей России не могло быть радостной и счастливой жизни.

Мы любим и высоко ценим замечательные картины Исаака Ильича: «Март», «Золотая осень», «Большая вода», «Владимирка», «Над вечным покоем» и другие.

Умер художник рано, не достигнув сорока лет: жизнь была к нему беспощадна.

1. Искусствоведческий текст.

Поэзия весны, пробуждение природы, таяние снегов – излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. С необычной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И. Левитана «Весна. Большая вода».

В своей книге «Рассказы о русском пейзаже» В. Осокин пишет: «Весна. Большая вода» - лирико – музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по – девичьи берёзках, купающихся в затопивших всё вешних водах, о весна света, как потом назвал это явление Пришвин, и ещё об очень многом, что хотелось описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой».

Искусствовед Алексеева, автор книги «Что такое искусство?», как раз и поддаётся этому соблазну – описывать полотно не прозой, а стихами. Она комментирует картину Левитана белыми, т.е. нерифмованными стихами:

Кто самый тонкий, щедрый живописец?

Ну кто горазд на выдумки такие в цвете,

Что даже безразличный восхитится?

Конечно, мудрая Природа!

А пейзажист – лишь ученик её, овладевающий «пленэром»

(когда он пишет под открытым небом),

Чем больше преуспел, тем больше наблюдает,

Тем кисть подвижней!

Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье!

Голубизной ликует мир в картине Левитана.

Грамматическая тема: «Безличные и назывные предложения»

Тема высказываний : «Зимний пейзаж»

Культуроведческий фон урока: а) портрет художника И.Шишкина; б) репродукция картины «Иней».

1. Под диктовку на доске и в тетрадях ученики записывают предложения.

Художник Шишкин обладал удивительным даром находить в природе чудесные картины. Нельзя забыть его картину «Иней».

Зимний лес. Светает. Вокруг ни души. Торжественное и чуткое безмолвие. Оцепенели деревья. Нет у них ни сил, ни желания подтянуться во весь свой могучий рост. Красиво! Дух захватывает.

(Каждое предложение разбирается по членам предложения, определяется вид односоставных предложений)

2. Запись предложений на доске:

Безоблачно лазурное небо. Скоро покажется солнце. Но бессильно оно пробудить это сонное царство.

Глубоки снега. Похож на кружева иней. Прозрачны и призрачны дали.

Грамматико – стилистическая работа: заменить двусоставные предложения односоставными безличными или назывными, из которых составить сложноподчинённые предложения.

Вот примерные предложения.

На небе ни облачка, но лёгкая дымка подернула его. Пора бы и солнцу взойти, и вспыхнут в его ярких лучах радужные снежинки. Но не пробудить ему это сонное царство, а до весны далеко.

3. Произвести пунктуационный разбор предложения.

Трудно передать словами радость жизни, пронизывающую эту картину, восхищение мастерством, захватывающим и покоряющим зрителя.

Проведение уроков с единым «тематическим» центром, с единой темой высказывания считаю в своей практике наиболее успешным. Этому центру подчинено всё: и вопросы, и творческие задания, и дидактический материал.

Высок потенциал уроков, которые проводятся на материале о живописи, музыке. Например, грамматические темы «Составное глагольное сказуемое» и «Составное именное сказуемое» (8 класс) объединены темой «Наше искусство».

Тему высказывания «Любите музыку» можно предложить, изучая простое предложение с одним главным членом – сказуемым.

1. Записываются предложения на доске и в тетрадях, определяется вид предложения.

1) Большую роль в нашей жизни играет музыка. 2) Не понимая музыки, не поймёшь всей прелести и полноты жизни. 3) Слушайте музыку! Любите её! 4) Всем тревожно и радостно. 5) Любите и изучайте великое искусство музыки… Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. (Д.Шостакович)

6) Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды в музыке. (А.С. Даргомыжский.) / культуроведческий комментарий: Шостакович – это…; Даргомыжский – это…/

2. Раздаётся текст, который учащиеся списывают, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания , определяют вид предложения; можно предложить разные виды разбора .

Пост…я(н,нн) и с г…рячим интересом обр….щ….ют?ся наши люди к ж…вому источн…ку музыки. В…йдите в любой к…нцертный зал! Он переполн…н. Люди всех возр…стов зап…лняют его. И ты поп…да…ш… в плен оч…роват…льных звуков. Слуша…ш… и забыва…ш… обо всем на свет… .

То внемл….ш… шуму морского пр…боя то уносиш…ся м….чтами в прошлое то почти осязаемо предст….вляеш…(не)далёкое будущ…е.

Тихо. Зам…рли звуки. И вдруг тебя оглуша…т гром ап…л…д…сментов. Бурный (не) уд…ржимый в…стор… . В нём нельзя остат?ся безучас…ным. (Во) круг ве…т рад…стью.

Ряд уроков по теме «Общие сведения о простом предложении» объединены темой высказывания «Осень». Эта тема «По земле бродит осень» входит на урок по теме «Согласование». Ученикам предлагается одно из творческих заданий (по вариантам) : описать солнечный осенний день (1 вариант) и хмурый осенний день (2 вариант). Заранее заготовлены карточки.

Вот образец такой карточки.

Вот мы и встретили (дружная, ранняя, деловитая, поздняя, пришедшая к нам по бездорожью) осень.

В (ясное, синее, серое, затянутое дымкой) небе неторопливо проплывают

(лёгкое, трепетное, рваное, низкое, хмурое, тяжёлое, клочковатое) облака. Они отражаются в (огромная, чёрная, прозрачная) лужах. В (опустевшее, брошенное, терзаемое ветром, никому не нужное) гнёздах не хозяйничают

(чёрный, суетливый, беспокойный, хлопотливый, заботливый) грачи, а в

(засыпающее, уже холодное) полях не звучит (звонкая, торжествующая, трепетная, жизнерадостная) песня жаворонков. С (мокрая, взъерошенная, омытая дождём) крыш тяжело падают (крупная, ленивая, звонкая) капли. Только по – прежнему чирикают (неугомонный, бестолковый, высыпавший на дорогу) воробьи. (Холодное, ленивое, яркое) солнце время от времени озаряет (обнажающаяся, мокрая, немного грустная) землю.

А в сердце просится (тревожная, захватывающая, вызывающая подъём сил) радость.

При проверке учащиеся мотивируют выбор слов – определений, проводится орфографическая работа: правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

В сердце любого народа всегда хранится нечто заветное, нечто такое, что представляет собой его сокровище. У каждого народа свои символы, олицетворяющие самое дорогое, светлое, памятное. Берёза – символ нашей Родины. Эта русская тема прозвучала на открытом уроке в 8 классе по теме «Дополнение». Оформлен стенд «Нет дерева сердцу милей». Какое сильное впечатление произвели когда – то на наших предков и само это чудесное дерево, и его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол!

Прекрасный текст о русской берёзе. Работаем с текстом по теме урока только после «погружения» в языковой «океан». Если начать с темы, пропадёт всё очарование текста. Сколько «озаряющих» слов!

* --- Необходим разговор о самом дорогом человеке – о маме. В старших классах эту тему ученики осмысливают по – иному. Они размышляют о личной ответственности каждого молодого человека за судьбу близких, о важности почитания не только своей мамы, но и уважения к любой Матери. Только тогда состоишься как человек.

В сборнике упражнений по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой имеется дидактический материал по этой теме. В 9 классе возвращаюсь к этой теме. «Виды придаточных предложений» и тема высказываний: «О матери».

Вспоминаются и записываются слова Н. Островского: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это – мать»; слова М. Джалиль: «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чьё имя – мать!»

Записываем предложения из романа А. Фадеева «Молодая гвардия», где Олег Кошевой вспоминает о матери с нежностью и обращается к ней в один из самых трудных моментов жизни. (Учащиеся определяют вид придаточных предложений)

Мама! Мама! Я помню твои руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете…

Я помню руки твои, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, и помню как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила…

Тема «Весна… Гоголь» прозвучала на интегрированном уроке русского языка , словесности и изобразительного искусства в 7 классе по теме «Драгоценные частицы».

Культуроведческий элемент урока. Картина И. Левитана «Март».

Художник уловил неуловимое – первые мгновения весны! Дверь не закрыта! Деталь не случайна! Пригревает солнце, мы чувствуем. И не потому ли человек забыл прикрыть дверь?

Роль частиц в речи, их «работу», орфографические навыки иллюстрируем и записываем примерами из произведений Н.В. Гоголя.

  1. Знаете (ли) вы украинскую ночь? О, вы (не) знаете украинской ночи!
  2. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?
  3. И какой же русский (не, ни) любит быстрой езды?

(разработка урока и презентация прилагаются)

На уроках русского языка использую дидактический материал, составленный на материале произведений русской классической литературы. При разработке таких уроков обращаюсь к пособию Г. П. Соколова «Уроки русского языка и словесности» из серии «Мастер – класс».

Программный материал по теме «Способы выражения подлежащего» в 8 классе ученики изучают на произведениях И.А. Бунина.

Бунин – необыкновенный мастер пейзажа России. Эту любовь к своей стране должны почувствовать ученики, увидеть мир глазами великого мастера слова и полюбить «до боли в сердце» землю, на которой они живут. Все положения теории показываю на примерах из произведений Бунина.

Богатый дидактический материал для проведения уроков русского языка с единым «тематическим» центром в 8 – 11 классах представлен в книге Н.С.Ушаковой «Учимся у Пушкина писать и мыслить». Уникальность книги в том, что в ней подобран материал, представляющий собой «коллекцию» отрывков из прозаических и поэтических произведений А.С. Пушкина. Этот ценный практический материал также использую при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Как же приобщить ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально – культурным ценностям. Учитель – словесник тщательно отбирает «крупинки золотой пыли» - интересные тексты для упражнений, диктантов, изложений, отражающие региональный культуроведческий компонент, - превращает их в сплав и выковывает свою «золотую розу».

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Как же практически ведется работа с краеведческим материалом? Прежде всего изучается свой город: совершаются экскурсии по улицам города, по памятным местам. Эти экскурсии имеют большое познавательное значение. Ученики проявляют большой интерес к названиям улиц района. О чем говорят их презентации «Улицы родного города». Большой краеведческий материал можно найти на страницах местной газеты «Авангард», а также в книге «Наша Двина» (авторы В. Маевский, С. Денисов). На основе публицистических материалов составляются тексты, используемые в качестве дидактического материала. Работа с текстами, составленными на основе газетного материала, вызывает большую активность учащихся, повышает интерес к усваиваемому материалу. Эти «тексты – информаторы» используются для лингвистического анализа, проведения предупредительных, выборочных диктантов.

По теме «Обособленные члены предложения» в 8 классе провожу предупредительный диктант, текст которого отражает региональный компонент «Первый налёт на Западную Двину».

Подбор текстов осуществляется не только с учетом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позицией их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

Екатерина II на Двине.

Извес…но что рус…кая имп…ратрица была большой любит…льниц…й пут…шеств…вать . В начале 1780 года имп…ратрица узнала что австрийский имп…ратор Иосиф II молодой обр…зова(н,нн)ый человек хоч…т лично позн…комит…ся с ней и наметить к…нкретный план действий против общего пр…тивника – Османской империи (Турции). Иосиф II ж…лая не пр…вл…кать особого вн…мания к св…ей п…рсоне нам…р…вался пр…быть в западные области России под им…нем графа Фалькенштейна. Екатерина узнав об этом обст….ят…льстве к назнач…н..ому сроку выехала в Белоруссию под пр…длогом об…зрения тамошнего края. 1 июня пр…были в Смоленск. Утром смоляне проводили её в Санкт – Петербург по тракту прох…дивш…му в час…ности через Белый и Торопец.

Ближе к вечеру Екатерина прослед…вала по т…р…тории нашего нынешнего Западнодвинского района (от Бибирева до Железова). Ост…новка для н…члега была выбрана на бер…гу реки Западная Двина. Ч…дес…ная п…года дивный веч…р чистый лесной воздух жив…писные окрес…ности нес…мнен…о сп…собств…вали пр…крас…ному настр…ению имп…ратриц… . Наверное в ту тёплую июньскую ноч… у царск… шатра разбит… над рекой долго г…рели к…стры слышались шутки смех…

Не из того ли знаменитого рода Языковых?

Возле Кочевицкой церкви были зах…р…нения (не)извес…ных мес…ным жит…лям Языковых. Им были поставле(н,нн)ы очень дорогие пам…тники из красного и ч…рного мрамора. Значит п…х…ронены …десь были когда(то) отнюдь (не)простые смертные. О Языковых всп…м…нал А.С. Пушкин в своих произведениях. Может это были их родстве(н,нн)ики? А может просто одн…фамильц…? Но так или иначе интерес…но было бы пролить свет на события давних лет прои…х…дившие в этой месс…ности, ведь они – частичка истории нашего края.

Изучая в 5 классе тему «Имена существительные собственные и нарицательные» предлагаю следующий текст (слова, написанные с прописной буквы, подчеркнуть):

Волга – самая большая река в Европе. Великая Волга начинается из Оковского леса. «Окас» - это значит «хвойный». На своём пути она несколько раз меняет свое название. В верхнем течении это – Волга, у горных марийцев – Йыл, у мордовцев – Раво, у татар – Итиль – «большая река». Чаще слово «волга» переводят как «белая» (у карельского, эстонского и других языков). Горно – марийское Йыл (Волга) переводится как «блестящая». Отсюда вывод, что лучший перевод для слова «волга» - «блестящая, сверкающая».

Урок – путешествие по родному краю. Тема «Имя числительное» . 6 класс (фрагмент урока)

1. Вступительное слово учителя.

Сколько маленьких городов на огромной карте России! И каждый город – это своя история, это – люди, это – жизнь многих поколений. Города нашего детства, река нашего детства – это светлая частица нашей памяти. Многое видела и наша древняя западнодвинская земля: и жестокие сечи русских с закованными в латы чужеземцами, и великие печали утрат и радости одоления ненавистных врагов.

Внешне неброская, но по-левитановски прекрасная, милая наша Родина для многих начинается с маленького городка Западная Двина.

2. Запишите числительные словами.

В 1701 году по приказу Петра I было сделано описание водного пути по реке Западная Двина и к нему приложена карта. В марте 1706 года, следуя из Москвы в Нарву, Петр I сделал остановку в погосте Бенцы. (погост- несколько деревень под общим управлением и одного прихода) Вместе с Торопцем территория нашего района с первой половины 14 века в течение 1,5 столетий находилась под властью литовцев.

3. Повторим разряды числительных. Просклоняйте 2 186; 3,4

Площадь нашего района равна 2 816 кв.кв. Можно сравнить с карликовым государством Люксембургом в Европе.

Главная река Западная Двина в 3,4 раза меньше Волги.

4. Предложить провести конкурс дикторов (прочитать вслух отрывки, посвященные истории нашего района.

Одной из наиболее трудных частей речи в русском языке является наречие. Использование краеведческого материала дает возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу на уроках русского языка при изучении различных тем, в том числе и при изучении наречия. Такую сложную тему можно изучать на материале интересном и доступном для учащихся: использование краеведческого материала, содержащего сведения о Западнодвинском районе, при изучении русского языка для совершенствования грамматико – орфографических и морфологических умений и навыков, а также для контроля за усвоением программного материала.

Наиболее значимая форма работы по краеведению – творческая работа – создание собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: изложение с творческим заданием, сочинения различных жанров, реферат на краеведческую тему. Эти работы заставляют учащихся внимательнее присмотреться к улицам, домам родного города, узнать его историю. Но история родного края – это и история жизни людей, которые тебя окружают. Ученики пишут сочинения на различные темы:

  1. О чем рассказал памятник погибшим…
  2. Наши земляки – Герои Советского Союза.
  3. Край любимый мой…
  4. О чем может рассказать моя улица, мой дом?
  5. Прошлое и настоящее моего города.
  6. Письмо ветерану.
  7. Велик твой подвиг благородный.
  8. Овеянные славою флаг наш и герб.

Работы по развитию речи позволяют опереться на жизненные впечатления детей, иногда даже заняться исследовательской работой.

Символ моей малой Родины – река Западная Двина, Даугава. На гербе родного Западнодвинского района она представлена в виде серебряной девы. В руках она держит серебряный ключ, который символизирует ключевое положение самого западного района области. На челе её корона, указывающая на высокое значение реки в истории, культуре России, Беларуси и Латвии. Видишь эти исторические реликвии ,и тебя переполняет чувство гордости за свой родной край.

Малая Родина… Если вдуматься в значение этого слова, то поймёшь, какое оно красивое, звучное. Это слово сродни родному, напоминает слово «род», «родители». А какое это счастье - иметь родину, гордиться ею, любить её.

(фрагмент сочинения ученика 11 а класса Влада).

Работа с краеведческим материалом на уроках русского языка обогащает знания уч-ся об истории родного края, прививает любовь к малой родине, интерес к родному слову. Это цели, которые я ставлю перед собой и детьми, когда обращаюсь в своей работе к лингвистическому краеведению.

Обращение к фольклорному материалу на уроках русского языка вызывает интерес к истории народа, его духовной культуре.

Изучение истории и культуры народа представлено в материалах фольклора. Народный календарь природы – кладезь национального фольклора. Он основан на приметах, накопленных в результате многолетних наблюдений за окружающим миром. Самым уникальным трудом, вобравшим в себя богатый опыт народных наблюдений, стала книга Даля «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» , особенно её разделы «Месяцеслов», «Времена года».

На уроках ученики узнают, откуда появились современные названия месяцев. Этот этимологический материал на тему «Названия месяцев» использую в пятом классе. Изучаем слова – названия месяцев по мере смены времен года: в сентябре узнают о сентябре, в декабре – о месяце декабрь. Также записываем пословицы и поговорки о каждом месяце .

В народе говорят…

  1. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.
  2. В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
  3. Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает.
  4. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся.
  5. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
  6. Ноябрь – сумерки года.

Можно предложить этимологические задачки

  1. Что общего у календарного месяца декабрь и меры длины дециметр.
  2. Слово октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Почему?
  3. Почему январь на Руси называли «сечень»(он рассекает, или делит, зиму на две половины).

Интересный материал можно найти в книге И.П. Сахарова «Сказания русского народа». Учащиеся собирают приметы, поверья. Замечания старых людей, связанные с месяцами.

Лучшее средство войти в мир народной культуры – это вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования. В наши дни, когда мы хотим возродить народные традиции, постичь вечные ценности, такой разговор на уроках особенно важен.

Интегрированный урок развития речи в 8 классе по теме Весна! Как много в этом звуке!...» (календарный день – 17 марта) . 17 марта – Герасим Грачевник. Дети созывают весну птичками – свистульками, подарок студентов – фольклористов училища культуры г. Тверь. «Жавороночки! Летите в поле, несите здоровье: первое коровье, второе овечье, а третье человечье!»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме «Способы выражения подлежащего» прошёл 25 октября. Открываем «Месяцеслов» : 25 октября – день святого Прова, крестьяне наблюдали за звёздами и гадали по ним о погоде и будущем урожае.

В 6 – ом классе большое значение уделяем разговору об этнографии. Урок развития речи «Описание одежды костюма» в 6 классе . Описывали куклу в русском национальном костюме. Главное достоинство этой куклы в том, что она рукотворна, глубоко национальна и наполнена творческой фантазией мастерицы. О ритуальной роли куклы узнали из рассказа выпускницы Академии славянской культуры Богдановой Марии. Привожу фрагмент её рассказа:

«Многие из нас наблюдали ритуальное сожжение куклы – чучела на масленичных гуляньях. Этот древний обряд жертвоприношения превратился со временем в весёлый праздник с песнями, хороводами и плясками. Но для наших предков это было настоящее магическое действо с обращением к богам с мольбой и просьбой о тёплом лете, хорошем урожае, счастливой доле. Куклы – чучела делались не только на Масленицу, но и на Ивана Купалу, на окончание жатвы, на Зимние Святки и т.д. У этих кукол были разные имена: Ярило, Мокридина, Кукушка, Березка, Коляда… Но роль одна – благорасположить силы природы и помочь человеку в его заботах об урожае.

Традиционная кукла оберегала человека от всяческих бед и сопровождала его всю жизнь. Таким куклам приписывались защитные свойства от тёмных сил, от сглаза, от наговоров. В ожидании новорождённого мать обязательно мастерила куклу – оберег и помещала её в пустую ещё колыбельку».

Матерью специально делалась кукла – берегиня и к свадьбе дочери. Вообще кукол у крестьянских детей было много. Игра в кукол не считалась простой забавой. Верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Уже в пять лет девочки начинали мастерить себе кукол сами. С каждой сделанной куклой росло умение. Всё более затейливым становился кукольный наряд, который шился, вышивался, украшался ткаными или плетёными поясочками и тесёмками. Умение в изготовлении кукол рассматривалось как эталон рукоделия, позволяющий судить о мастерстве и вкусе рукодельницы. Вот потому – то и брали их с собой девушки на посиделки: «Полюбуйтесь, мол, какая я искусница!». Самые красивые куклы входили в приданое невесты. Забавляясь с куклами, дети осваивали роли взрослых. Так в игре постигалась жизнь, развивались самые разнообразные умения и перенимались традиции предков».

Разнообразные методы и приёмы, представленные в работе и используемые на уроках русского языка, позволяют успешно решать поставленную цель: формирование у учащихся культуроведческой компетенции.

Список использованной литературы.

  1. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М.. 1983.
  2. Дейкина А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку. // РЯШ. – 1993. - №3.
  3. Дейкина А. Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка. // РЯШ . – 2003. - №3
  4. Климкина Ю. Е. Работа с пословицами при изучении орфографии и пунктуации// РЯШ . – 1994. - №6
  5. Концепция образовательной области «Филология». Анализ состояния филологического образования в общеобразовательных учреждениях // РЯШ . – 2000 . - №2.
  6. Методика преподавания русского языка // Под ред. проф. М.Т. Баранова. М.. 1990.
  7. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // РЯШ. – 2003 . - №4.
  8. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроке русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. – 2000 . - №4
  9. Пашкова Е. И. Лексика с национально – культурным компонентом значения на уроках русского языка // Русская словесность. – 2008. - №5.
  10. Скворцов Л. И. Художественная литература – сокровищница слов // РЯШ . – 1994 . - №6
  11. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. М., 2000.
  12. Чаурина Р. А. Буква Ь после шипящих //РЯШ. – 1997 . - №1.
  13. Шелестова З.А. Народный календарь природы // Литература в школе. – 2009 . - №2.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены