РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Профессиональное развитие учителя

Актуальность статьи определена тем, что любое общество, любая страна, которая беспокоится о будущем, должны ставить профессионализм учителя на первое место. Не вызывает сомнения тот факт, что учитель, являющийся для детей «проводником в мир знаний» должен быть высококвалифицированным специалистом в своей области.

Хорошо известно, что качество и степень успеваемости учащихся в первую очередь определяются компетентностью, чуткостью и мотивацией самого учителя. Несмотря на педагогическое мастерство, педагогический опыт, должность, желание, нужно «претворять учебу в жизнь».

Постоянное размышление, оценка и анализ учителей своей собственной практики являются необходимыми элементами их профессионального развития, поскольку они могут помочь им в построении новых теорий преподавания и улучшении их успеваемости. Действительно, критическое отношение к опыту преподавания и мотивация к изменениям и улучшениям имеют важное значение для профессионального развития учителей.

Стать профессионалом в своей работе – значит быть максимально адаптивным.  Современные учителя должны быть не только экспертами в своей работе, но и иметь адаптивные способности, как к нововведениям, так и к потребностям своих учеников.

Профессиональное развитие учителя - непрерывный процесс, который имеет несколько взаимодополняющих составляющих, это - педагогические навыки, педагогическая теория, профессиональные навыки.

Под педагогическими навыками понимают теорию обучения и практику в различных техниках, подходы и стратегии, которые помогут учителям планировать и организовывать собственную деятельность.

Педагогическая теория включает философскую, социологическую и психологическую позиции, которые позволяют учителям иметь прочную основу для практики преподавания в классе.

Профессиональные навыки – это методы, стратегии и подходы, помогающие учителям работать над развитием профессии. Они включают в себя навыки межличностного общения, навыки консультирования, навыки работы с компьютером, поиск информации, навыки управления и, прежде всего, навыки к обучению (развитию) на протяжении всей жизни. Следует сказать, что личное развитие (саморазвитие) учителя также в определенной степени отражается на уровне его профессионализма.

Личное развитие (саморазвитие) -  это обладание личными сильными сторонами и характеристиками, которые помогают учителям определять и осмысливать свою педагогическую практику и самих себя как личности. Это происходит за счет развития необходимых жизненных навыков, которые могут помочь им расти в своей профессии и за ее пределами.

Организованность, решение проблем, вовлечение учеников и забота о них - одни из ключевых жизненных навыков, которые необходимы учителям в этой профессии.

Профессиональное развитие, также называемое профессиональным обучением учителей, уже занимающихся профессиональной практикой, представляет собой процесс развития необходимой базы знаний и навыков, необходимых учителям для эффективного выполнения своей роли.

Профессиональное развитие и обучение - не синонимы. Профессиональное обучение учителя - это не только изучение новых теоретических идей и предложений по обучению, но и их опробование и изучение того, как сделать их более эффективными в контексте их преподавания.

Профессиональное развитие включает обучение, но при этом подчеркивает, что учителя лучше осведомлены о контекстах своего обучения и о том, как применять такие практические навыки в этих контекстах. Это связано с тем, что преподавание - сложная работа, которая требует от учителя большей гибкости и творческого подхода, чтобы успешно справляться с неожиданностями и удовлетворять потребности разных учеников в каждом классе.

Иными словами, цель профессионального развития состоит в том, чтобы помочь учителям научиться приспосабливать свое преподавание к учебным потребностям учащихся через понимание «почему» или обоснования любого педагогического решения или выбора в контексте их преподавания.

Следовательно, эффективное профессиональное развитие должно побуждать учителей экспериментировать с новыми идеями или инструментами в контексте их преподавания, размышлять о том, как они влияют на обучение своих учеников, принимать дальнейшие решения для достижения намеченных целей и делиться своим опытом. Его элементы должны включать в себя сеансы рефлексивного обсуждения, основанные на предыдущем и текущем опыте в классе, совместное обучение, рефлексивные дневники / журналы или портфолио, а также мероприятия под руководством учителя, которые предоставляют множество возможностей для выбора учителей, самостоятельности и активного обучения.

В настоящее время для эффективного профессионального роста учителей есть все условия. Многие колледжи и университеты, которые дают учителям возможность получить новые знания без отрыва от работы.

При университетах и на сайтах образовательных порталов педагог может в удобное для него время пройти курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, прослушать веб-семинары по самым разным темам, изучить актуальную информацию и публикации по своей специальности/предмету.

Отмечу, что кроме запланированных программ, направленных на удовлетворение потребности педагога в профессиональном развитии (формальное профессиональное развитие), профессиональное развитие может происходить и по личной инициативе учителя (неформально).

Для этого также есть много возможностей и ресурсов. Образовательные порталы включают в себя «личный кабинет педагога», где учитель может: не только изучить информацию, но и опубликовать личные разработки уроков, статьи, презентации и прочий материал учебного характера.

Итак, профессиональное развитие учителя – сложный процесс, который происходит, когда проявляются все аспекты развития: личное, профессиональное и социальное развитие. Это объяснимо тем, что все, что воздействует на мозг отражается на эмоциях.

Положительные эмоции (мотивация) повышают вовлеченность в учебную деятельность. Качественные знания и понимание имеют первостепенное значение для познания. Кроме того, решающее значение имеет социальный характер обучения, поскольку этот процесс активно строится через социальное взаимодействие и переговоры с другими.

Примечательно, что все составляющие развития учителя взаимосвязаны - каждый аспект развития зависит от других аспектов. Например, учитель, который не может управлять своими эмоциями, вряд ли сможет эффективно контролировать или управлять своим классом, а значит и качественно взаимодействовать со своими учениками. Поэтому, все обозначенные типы развития являются предполагаемым результатом любого намерения и программ повышения квалификации учителя.

Таким образом, процесс профессионального развития учителей непрерывен и бесконечен - даже если учитель уже достиг в своей профессиональной деятельности высокого уровня, ему все равно нужно учиться. В нашем быстро меняющемся мире подготовка квалифицированных рабочих и заинтересованных граждан постоянно меняет «правила игры».

Следовательно, профессиональное развитие учителя должно быть страстью, заботой и инициативой каждого учителя.


Коваль Елена Ивановна 20.09.2021 131 0 Фото: negativespace.co
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены