РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение технологии автономного обучения при изучении грамматики немецкого языка

Водянкина Светлана Степановна, 
учитель немецкого языка 
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района.


Древняя истина гласит: человек есть мера всех вещей. В ХХI веке эта истина стала очевидна как никогда. Именно человек становится целью, смыслом, критерием, движущей силой и конечным результатом общественного прогресса. Поэтому воспитательно-образовательный процесс ориентирован на активную и самостоятельную личность с развитой индивидуальностью. Понятие автономного/самоуправляемого обучения не ново. Еще в глубокой древности древнегреческие ученые Аристотель, Сократ, Платон и др. глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Свое дальнейшее развитие эти суждения получили в трудах Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые говорили о необходимости обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем критически мыслящего человека. 

Сегодня лозунг «учить учиться» приобретает новое звучание. Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать самостоятельно решения и отвечать за их выполнение, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А учить этому надо в школе. Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из главных задач школы. Другими словами, речь идет о значительном повышении ответственности школьника за ход и результаты процесса овладения знаниями, в том числе и по иностранному языку. При изучении предмета «иностранный язык» технология автономного/самоуправляемого обучения является наиболее перспективной и эффективной. 

Самым трудным аспектом в процессе изучения иностранного языка является грамматика. При опросе (анкетировании) именно изучение грамматики обучающиеся называют скучным и утомительным. И хотя грамматика не цель обучения иностранному языку, а лишь средство овладения им, незнание грамматики существенно затрудняет понимание иноязычной речи, делает невозможным ясное выражение мысли, а часто и совершенно искажает смысл сказанного. Таким образом, грамматический материал - это средство активного применения языка, инструмент к действию. Помочь в решении этой проблемы может только изменение самого подхода к изучению грамматики. Применение технологии автономного обучения позволяют не только с интересом изучать грамматические явления, но и достаточно легко применять их на практике, т.е. в речи.
Чтобы облегчить изучение грамматических правил, необходимо научить обучающихся видеть языковые (грамматические) закономерности, самостоятельно их осмысливать, самостоятельно открывать новое грамматическое правило, т.е. научить их определённым стратегиям работы с грамматическим материалом. Давно известна истина, что самостоятельно открытое запоминается лучше и надолго. 

Эти стратегии хорошо укладываются в схему СОС: собрать – осмыслить (упорядочить) – систематизировать

1. собрать: Грамматический материал предъявляется всегда в контексте (лучше в тексте, ещё лучше в аутентичном, но приемлемы и просто предложения связанные по смыслу) например: употребление прилагательных - в объявлениях о потере животных, образование повелительного наклонения - в рецепте и т. д. Задача – найти, заметить представленные в тексте общности/схожесть (или различия) грамматических структур. Текст должен быть понятным, в ином случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста. Лучше это делать в парах тогда обмен мнениями будет более интенсивным (задание: выписать или подчеркнуть)

2. осмыслить (упорядочить): Выписанные предложения (словосочетания, слова) необходимо упорядочить, т.е. отнести к определённым группам (задание: заполни таблицу, выдели цветом и т.д.) Именно эта работа позволяет структурировать общности/схожесть (или различия) грамматических структур

3. систематизировать: Именно на этой фазе происходит открытие правила. (задание: сформулируйте правило, приведите примеры)

Не все и не всегда ученики готовы к выполнению задания последней фазы, т.е. к формулировке правила. Для овладения этой стратегией можно предложить систему заданий, построенных по принципу от рецептивного через репродуктивное к продуктивному (как на иностранном, так и на русском языке). 
  • Выбрать из предложенных вариантов правильную формулировку правила 
  • Заполнить пропуски в тексте правила 
  • Рассмотрите приведённые примеры и сформулируйте правило 
  • Придумайте, как лучше запомнить это правило (схема, рисунок, рифмовка) 
Преимущества данного метода введения нового грамматического материала:
  1. В центре урока – ученик, т. к. основную работу проделывает он сам. 
  2. В центре обучения – познавательная деятельность учащегося, учитывающая и развивающая его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности 
  3. Роль учителя – наблюдатель, помощник (помощь индивидуально направлена) 
  4. Задача учителя – организовать продуктивную учебную деятельность учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности учащихся 
  5. Работа в парах/группах 
Всё это соответствует личностно-ориентированной парадигме обучения иностранному языку.

Автономное/самоуправляемое обучение полностью вписывается в Федеральные государственные стандарты второго поколения, так как предполагает развитие базовых универсальных учебных действий: 
  • Личностных (развитие самооценки, умение соотносить своё поведение с принятыми этическими принципами) 
  • Регулятивных (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозирование, оценивание; элементы саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к преодолению трудностей) 
  • Познавательных (логические действия и действия постановки и решения проблем, умение структурировать знания и т.д.) 
  • Коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать с ними, учёт позиции других людей) 
Способность к автономному обучению закладывается уже на раннем этапе обучения иностранному языку. Важно научить ребят учиться, помочь им найти наиболее удобные для каждого учебные приёмы и стратеги. В перспективе способность к автономному обучению должна стать основой постоянного развития личности, залогом непрерывности процесса обучения. Реализация контекста автономии учащегося в УД по овладению иностранным языком позволит поддерживать и развивать систему непрерывного языкового образования, обеспечит учащемуся возможность самостоятельно поддерживать и совершенствовать свой языковой уровень в различных учебных ситуациях, в условиях варьируемого учебного контекста, разнообразия образовательных систем, изменяющихся социальных потребностей в области иностранного языка.

Список литературы
  1. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения - Минск – 2003 – 86 с. 
  2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1996 – 156 c. 
  3. Зверев А.А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. Знание – сила – М., 1997. – 269 с. 
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. 
  5. Инновационные методы в гражданском образовании. /Величко В.В. [и др.]; под общей редакцией Л.Г.Кирилюк - Минск., 1999. 
  6. Интерактивные методы обучения в 5 – 7 классах средней общеобразовательной школы. - http://x-soft. tomsk. ru/ 
  7. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению./ Ч.К. Бонуэл, Т.Е. Сазерленд: сборник статей-рефератов по дидактике высшей школы – Минск: БГУ центр проблем развития образования, 2001
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены