РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Автор: Барботкина Алёна Александровна

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в работе современных ДОУ. Актуальность проблемы возрастает в связи с особенностями общества, в котором находится ребенок, ведь нередко среди людей прослеживается недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, уважение к друг другу, речевой культуры во взаимоотношениях людей в современном обществе. Таким образом, в дошкольных учреждениях больше внимание должно уделяться решению задач развития коммуникативных умений.

Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение с ровесниками, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка.

Так, коммуникативные способности содержат в своей структуре желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в процессе общения.
Вопросами развития личности ребенка в общении с врозлыми и сверстниками в дошкольном возрасте немало интереса уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова. Как показывают изучения специалистов - в процессе дошкольного возраста быстро возрастает структурированность детского коллектива – некоторые из детей занимают роль лидера, в отличии от них другие дети становятся «отверженными» От внешних качеств до индивидуальных характеристик изменяется содержание обоснование предпочтений детей. Также было установлено психологами, что эмоциональное состояние детей и отношение ребенка к детскому саду во многом зависит от того, как складываются отношения ребёнка в коллективе сверстников.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Чтобы помочь маленькому гражданину в социализации, общество должно предоставить ему все возможные условия, в семье, в дошкольных учреждениях. Основные требования к этому процессу представлены в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, в методических рекомендациях к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста [1,2].
Коммуникативные качества представляют собой один из значимых элементов нравственного развития ребёнка. Раздел, который специально отведен воспитанию коммуникативных качеств дошкольников содержится во всех образовательных программах дошкольного воспитания и обучения [2].

Общение – весьма существенная составная часть от которой зависит успешность любого человека. Для этого необходимо, чтобы дети дружно играли друг с другом и в группе детей, как можно раньше научились общаться с людьми, которые их окружают и гармонично развивались. Ведь чем старше становится ребёнок, тем значительнее для него взаимоотношения с ровесниками.

Коммуникативные способности - важные элементы развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и социальные взаимоотношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Главным показателем готовности ребёнка к общению с людьми, которые его окружают являются сформированные коммуникативные способности Они дают возможность ребятам справиться с негативной ситуацией, содействуют преодолению застенчивости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с людьми, обеспечивают благополучие коллективной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) [4, с.103].

Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) выявили, что развитие коммуникативных способностей детей будет успешным только тогда, когда будут перспективны и поступательны методы и формы организации обучения, содержание, цели, в случае, если у ребёнка будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, использовать речевые нормы общения и самое важное, если у ребенка будет формироваться понимание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет

Культура семьи ребенка, разнообразный характер отношений её членов к обществу, людям, безусловно, отражают коммуникативные способности ребёнка. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. Без доли сомнения можно обозначить тот факт, что в семейном воспитании вербальное воздействие обладает значимым преимуществом, так как словесная речь не лишена возможности как можно убедительнее аргументированно донести обоснование нравственных норм в отличие от других методов. И посредством такой уникальности, словесное воздействие является основным и в большинстве случаев единственным средством воспитания. В свою очередь результативность реализации коммуникативной функции речи на прямую зависит от самого родителя и культуры его личности, которая и влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом. От культуры личности родителей, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом, зависит результативность реализации коммуникативной функции речи ребенка.[5, с.151]

Совместная коллективная деятельность дошкольного учреждения и семьи является значимым условием формирования коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника. В целом влияние на развитие коммуникативных умений у дошкольников оказывает целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада.[6,с.34]

Основными направлениями в организации сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями дошкольников по вопросам развития коммуникативных навыков являются:

  • создание благоприятного климата с целью формирования у ребят коммуникативных навыков с ровесниками, педагогами, родителями, с другими людьми, котрые их окружают в различных ситуациях;
  • формирование взглядов о формировании личности ребёнка, его коммуникативных способностях – значимые знания для каждой семьи, для каждого дошкольного образовательного учреждения;
  • развитие у детей заинтересованности к людям, которые их окружают, уважения и доверия к ним;
  • создание ситуаций, дающие возможность ребёнку проявить и формировать собственные индивидуальные способности;
  • развитие оценки собственной деятельности, которая будет направлена на анализ своего поведения и на поступки людей, которые окружают ребёнка
  • обучение искусству общения – диалогу, обсуждению, беседе.

Таким образом, воспитание основ коммуникативной культуры детей дошкольного возраста происходит под влиянием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разных видов деятельности. Усвоение детьми общечеловеческой культуры будет успешно осуществляться как целостный педагогический процесс в том случае, если в процессе организации жизни ребенка будут учитываться их возрастных и индивидуальных особенностей, а также при взаимодействии детей с окружающими людьми.[7,с.23]

Литература

  1. Государственный стандарт «Дошкольное воспитание и обучение» от 28.11.2008 №628
  2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет ) Астана — 2009.
  3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» – Астана, 2009. – 404с.
  4. Дьяченко О.М., Психическое развитие дошкольников – М.: Педагогика, 1984.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: 2009.
  6. Кулжанова Н.С «Дошкольное воспитание». Алма-Ата, 1981.
  7. Касымова Г.М. «Психолого-педагогические основы применения развивающих игр в обучении детей», 1997.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены