РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование патриотического самосознания старшеклассников методом проектно-исследовательской деятельности

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, И.С. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа».

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики.

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Перед обществом встал вопрос определения задач и приоритетов патриотического воспитания. Активная разработка различных аспектов патриотического воспитания государственными и общественными организациями Российской Федерации вылилась в утверждение Правительством РФ постановления от 16.02.2001 г. №122 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» одна из важнейших государственных задач, поставленная Программой, - создание в России системы патриотического воспитания граждан. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2005 года № 3064 утверждена следующая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации».

Вместе с тем в реальной практике развитие Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что во всех цивилизованных странах патриотизм является обязательным элементом индивидуального и общественного сознания.

Как показывает анализ результатов анкетирования старшеклассников, больше половины респондентов не имеет чёткого представления о том, в чём проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине.

На вопрос: "Что значит, по вашему мнению, быть патриотом?"

  • 18% учащихся выбрали ответ "любить Родину",
  • 14,2%- "верить в будущее России",
  • 12,1- "защищать интересы страны",
  • 10,6%- "иметь определённые моральные и нравственные ценности",
  • 12,2%- гордиться славным прошлым,
  • 8,8%- "знать и ценить культуру народов России";
  • 6,2%- "ставить государственные и общественные интересы выше личных",
  • 1,2% -ответили, что понятия "патриотизм" сейчас нет,
  • 0,3%- "готовность к подвигам во имя интересов Родины".

Согласно полученным в ходе опроса данным, главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как

  • победу в Великой Отечественной войне - 65,2%,
  • победы российских спортсменов - 22,5%,
  • природу России - 25,8%,
  • историю страны - 27,2%,
  • культурное наследие - 25,5%,
  • полёт Ю.Гагарина в космос-17,4%,
  • полезные ископаемые страны - 13,8%,
  • принадлежность к своей национальности - 24,0%,
  • отечественную науку, технику, производство- 10,1%.

Большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания, определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются социально одобряемыми.

Патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:

  • когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценностей),
  • эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),
  • деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Именно в деятельности человека проявляется смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждении образования можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное: осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Гражданско-патриотическое воспитание: воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, готовности к выполнению конституционного долга.
  • Социально-патриотическое: направленно на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое: ориентировано на формирование патриотического сознания, идей служению Отечества, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотическое: составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, исторических дат, воспитания чувства гордости к традициями предков
  • Спортивно-патриотическое: направлено на развитие морально-волевых качеств, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в образовательный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Таким образом, метод проектов, согласно новым требованиям, приобретает особое значение, поэтому работа по организации проектной и исследовательской деятельности выступает как отдельная инновация на уровне образовательного учреждения.

Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Основная ценность любого проекта – общий конечный результат – продукт, который создается в процессе работы.

Основные задачи проектной работы: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой; развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать; развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках; формирование чувства ответственности за порученное дело; воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, данный вид деятельности позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.

Выделяют проекты следующих типов:

  • исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
  • творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
  • информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
  • практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников)

Этапы организации проектной деятельности:

I Этап – проектировочный:

  • Определение темы проекта;
  • Определение названия проекта;
  • Формулировка дидактических целей и задач проекта;
  • Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
  • Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
  • Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

  • Защита и оппонирование полученных результатов;
  • Оценка работы каждого участника группы;
  • Оценка работы группы;
  • Рефлексия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

В качестве примера использования метода проектирования в процессе формирования патриотизма учащихся на основе деятельности школьного музея приведем проект «Музей памяти».

Цель - осуществление гражданского воспитания школьников через приобщение их к ценностям патриотизма, нравственности.

Задачи проекта:

  • сбор и обобщение материалов, связанных с событиями Великой Отечественной войны, историей своего посёлка;
  • создание сайта музея;
  • приобщение учащихся к самостоятельной поисковой, исследовательской, творческой работе;
  • укрепление межпоколенных связей, создание условий для активного общения учащихся с ветеранами войны и тыла.

Содержание проекта. В названии проекта есть два ключевых слова – «память» и «музей», которые собственно и определяют его сущность. Память есть непременное условие гражданско-патриотического самосознания личности, составляющими которого являются прекрасное знание истории собственной страны и глубокое уважение к ней.
Понятие «музей» сопрягается с ценностями культуры. Идея музея - это идея увековечения тех или иных явлений культуры, произведений искусства, исторических событий, быта эпохи.

Таким образом, идея проекта «Музей памяти» связана с понятиями «знать», «чтить», «сохранять», на которых и строится воспитание гражданина и патриота.
Суть проекта состоит в сборе, обобщении, современной обработке материалов, связанных с драматическими и героическими страницами истории Отечества. Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно собирать материалы, связанные с событиями ВОВ, с участием в ней своих близких и соседей – жителей посёлка. Источниками материалов подобного рода могут стать семейные архивы, книги, газетные и журнальные материалы, видео- и аудиозаписи, фотографии.

Гуманистическая направленность проекта. При этом очень важно, что история для учеников представляется не абстрактно, а через конкретные человеческие судьбы, что способствует не только приобщению к ценностям историко-патриотического характера, но и к идеалам добра, милосердия, сострадания. Ведь для пожилых людей, жизнь которых в современных социально-экономических условиях достаточно сложна, интерес к их судьбе и их прошлому, стремление юных запечатлеть, сохранить события их жизни станут источником позитивных переживаний, ощущения собственной значимости, нужности стране и людям.

Использование современных информационных технологий является обязательным условием реализации проекта по следующим причинам:

  • освоение современных технологий является значимым для учащихся, что позволит привлечь к проекту широкий круг участников;
  • современные информационные технологии дают богатые возможности для «живой» обработки материалов, позволяя сделать проект динамичным, выразительным (использование аудиовизуальных материалов, анимации и др.);
  • сайт сможет стать ценным образовательным ресурсом, использоваться широким кругом людей, обогатить ресурсы Интернета материалами нравственно-патриотической, гражданской направленности.

Перспективы развития проекта очень многообразны, поскольку тематика экспозиций «Музея памяти» может дополняться материалами, связанными с историей района, республики, с конкретными событиями.

Проектирование формирования патриотизма учащихся в процессе деятельности школьного музея имеет вполне определенную цель -создание специальной обучающей и воспитывающей среды, позволяющей школьнику формировать комплекс знаний гражданско-патриотической направленности, а также умений, навыков (в более обобщенном виде - гражданско-патриотической компетенции).

Результатом работы над проектом может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности, передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, радиопередача, участие в конкурсе и др. Некоторые темы проектов, посвящённых празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, реализуемых в школе в течение учебного года, объединённых общей идеей «Музея памяти»:"Бессмертный батальон" (участие в митинге), "Знамя Победы" (участие в митинге), "Голоса истории" (создание фонотеки), "Дети войны" (создание видеофильма), "Нижнеангарская средняя школа в годы войны" (оформление стенда в школьном музее), "Войны священные страницы"(видеоролик), "Памяти павших будьте достойны" (сборник детских работ), «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (часы с фотографиями родственников, участников ВОв).

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты: знания по истории и культуре родного края, истории школы; ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы; реализация интересов и творческих способностей учащихся; опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций; формирование духовного мира личности учащихся; опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум. Если ученик сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных школьнику.

А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами исследовательско-проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у школьников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены