РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность как условие раскрытия одарённой личности

Коркунова Г.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров

Стремительное развитие компьютерных технологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В связи с этим в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового, т.к. в исследовательской деятельности формируются не отдельные учебные действия и компетенции, а способность личности к познанию и созиданию.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Работа с обучающимися нашей школы осуществляется по разным направлениям, одно из которых – организация исследовательской деятельности.

Данный вид деятельности, как никакой другой, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

Каждый учащийся 10-11 класса нашей школы в течение года занимается исследовательской деятельностью.

Чтобы вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, в I четверти организуются установочные лекции, где даются разъяснения по работе над исследованием, происходит знакомство с критериями оценки работы, демонстрируются лучшие исследовательские работы прошлых лет, четко устанавливаются сроки промежуточного отчета по исследовательской работе.

Выбор темы осуществляется совместно учеником и педагогом, при этом учитель ориентируется в первую очередь на личную заинтересованность ученика. Важно, чтобы тема работы была интересна ребенку, у него горели глаза, возникло желание узнать или даже открыть для себя и для окружающих что-то новое. Кроме того, обращается внимание на актуальность темы, недостаточность ее изученности, важность в практическом отношении, а также грамотность формулировки с научной точки зрения. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Следующий этап – планирование исследовательской работы, определение цели исследования, задач, гипотезы, методов и этапов исследования.

Далее ученик занимается отбором литературы, где формируется умение конспектировать основные положения литературного источника, правильно работать с цитатами.
На основании изученного материала учащийся осуществляет самостоятельное исследование, результаты которого отражаются в практической части работы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.

Очень важная часть работы – презентация собственных достижений. Защита исследовательской работы помогает приобрести опыт отстаивания своей точки зрения, умение вести дискуссию.

По окончании работы руководитель пишет рецензию, акцентируя внимание на сильных и слабых сторонах исследования, давая практические советы по улучшению (если это необходимо).

Так, работая над исследованием «Заимствованная лексика в системе русского языка», ученица 10 класса Натарова Виктория не только познакомилась с понятием «заимствованная лексика», изучила историю заимствований в русском языке, но и выяснила, являются ли заимствования необходимостью, насколько прочно они утвердились в русском языке и в речи современных подростков. А для этого сопоставила мнения учёных-лингвистов о необходимости использования иноязычной лексики в русской речи, выявила основные типы новых слов, заимствованных в конце XX – начале ХХI века, и определила степень их употребления в речи современных подростков.

Такую же скрупулезную работу проделала ученица 10 класса Сезина Ангелина в работе «Молодежный сленг как показатель развития общества». В исследовании была проанализирована ситуация употребления сленга среди молодежи. Для более объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и сленга было проведено анкетирование среди сверстников и учителей школы. В результате проведенной работы, ученица пришла к выводу, что молодежный сленг – это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Он действительно является показателем развития общества. Такая исследовательская работа позволяет одаренному ребенку в полной мере раскрыть свои творческие способности, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, а это уже обоснованное применение научного предвидения.

Хочется отметить, что работа в данном направлении приводит к высоким результатам. Многие учащиеся нашей школы становятся победителями и призерами научно-практических конференций разных уровней (от муниципального до всероссийского). Кроме того, углубленная проработка определённых тем разных предметных областей помогает ребятам добиться высоких результатов в олимпиадах и конкурсах, а также получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Выпускники МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП» становятся студентами лучших вузов страны, и тот опыт проектно-исследовательской работы, который они получили в стенах школы, оказывает неоценимую помощь в их последующей жизни.

Таким образом, исследовательская работа является действенным фактором выявления одарённых детей, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и современного образования. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены