РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеурочное время

Коль суждено дышать нам
воздухом одним,
Давайте же мы все навек
объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н. Старшинов

Словами Николая Старшинова я начала свое выступление. Мой педагогический стаж небольшой. Работая над темой самообразования – по формированию экологического образования школьников, я решила начать работу над опытом «Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеурочное время».

Каждый час днем и ночью население Земли увеличивается. Это влияет на окружающую среду и, в частности, на ее загрязнение, так как с увеличением населения возрастает количество всего того, что потребляется, производится, строится человеком и выбрасывается. Наверное, никогда так остро перед человечеством не стоял вопрос о будущем нашей планеты. Возникает необходимость изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нынешнего поколения.

Проблемы гармоничного сосуществования с природой в настоящее время все активнее выдвигаются на передние рубежи человеческих познаний. Вот почему такое большое значение отводится экологическому воспитанию в современном образовательном процессе.

В своей деятельности я придерживаюсь педагогической концепции, содержание которой созвучно со словами Конфуция: «... Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».

Экологическому воспитанию в Федеральном Государственном Образовательном стандарте уделено особое значение:

  • формирование и развитие экологического мышления личности;
  • умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осуществляет подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Главная цель в моей работе (как учителя биологии и химии) - это формирование экологического сознания обучающихся. Что же это такое? На мой взгляд, это такое состояние души, когда существование в гармонии с природой, соблюдение ее законов, бережное отношение к ней, становится таким естественным состоянием, без которого жизнь не возможна. Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:

  1. формирование активной жизненной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
  2. овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  3. воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  4. обучение детей правилам общения с природой, познания её;
  5. развитие потребности в общении с природой.

В течение трёх лет, используя различные методы и формы проведения внеурочной деятельности по экологии, формирую систему экологического воспитания, которая помогает мне в работе и позволяет решить поставленные задачи.

При обучении детей экологии я использую ряд принципов:

  1. Принцип потенциальной полезности.
  2. Принцип независимости.
  3. Принцип взаимосвязи.
  4. Принцип генетического разнообразия.

В последние годы слово «Экология» звучит всё чаще. И если раньше мы не вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит – и себя. Эта информация на нас обрушивается ежедневно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьём, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствует тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне.

Поэтому основными аспектами экологического образования я считаю:

  1. Здоровьесберегающие;
  2. Научные;
  3. Нравственно-эстетические;
  4. Правовые;
  5. Практические.

Экологическая ситуация в России тревожна. Люди забыли, что их колыбель очень мала и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь. Поэтому вопросам экологического образования и воспитания школьников уделяется большое внимание в нашей школе. Учебные занятия, которые обеспечивают ознакомление школьников с экологией, охватывают круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, проводятся различные конкурсы, учебно – исследовательские проекты, акции, предметные недели биологии, химии и экологии.

Экологические мероприятия проводятся в нашей школе регулярно, согласно плану, что делает их значимыми для детей. Поддержание и сохранение добрых традиций сплачивает детей, формирует в них организаторские способности, чувство ответственности. Мне очень помогает в этом календарь знаменательных экологических дат. Традиционными из этого календаря в нашей школе стали Международный День птиц – 1 апреля, День Земли – 22 апреля, Международный День охраны озонового слоя земли – 16 сентября. На уроках биологии 1 апреля говорим о птицах, читаем стихи и разгадываем загадки, выпускаем газеты, посвященные этому празднику.

В своей педагогической деятельности использую следующие методы преподавания: словесные, наглядные, практические.

При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других – показом и третьих – в практической работе. Обучающиеся усваивают знания, слушая, наблюдая и работая практически.

Словесные методы можно разделить на 4 группы: беседа, объяснение, рассказ, лекция.

Беседа характеризуется участием обучающихся в решении проблем. В результате беседы они делают определенный вывод. На уроках экологии я применяю рассказы о биографиях ученых, о их творческой деятельности, о явлениях природы. К словесным методам относится школьная лекция. Во время лекции я спрашиваю обучающихся и задаю домашнее задание. В моей методической копилке есть лекции: «Глобальные проблемы экологии», «Особо охраняемые территории России» и другие.

При проведении уроков экологии я использую наглядные пособия, которым отводится важная роль.

Опыты, живые объекты, таблицы служат источником информации для обучающихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, дети самостоятельно обдумывают выводы, обобщения. Наглядность, применяемая на уроках экологии, бывает и натуральной (объекты природы, изобразительные таблицы, схемы, муляжи).

К видам наглядных методов относятся: демонстрации опытов, натуральных объектов, изобразительных пособий.

При изучении экологии я часто использую рисунок на доске, самодельные наглядные пособия. Использование обучающимися наглядных методов при ответах даёт им возможность практиковать приобретённые знания.

Для изучения экологии применяю и практические методы: работа по распознаванию и определению природных объектов, наблюдения с последующей регистрацией явлений, проведение эксперимента.

На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, обучающиеся должны отвечать её результатами.

На уроках экологии я использую частично-поисковый метод.

При этом методе я создаю проблемную ситуацию, но она разрешается вместе с учениками. Планирую эвристическую беседу. И провожу её так, что каждый последующий вопрос вытекал из предыдущего.

Часто на обобщающих уроках применяю исследовательский метод.

При решении проблемных исследовательских задач ученики постепенно овладевают приёмами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности.

Высший уровень проблемного обучения – это поисковый метод.

Он характеризуется тем, что дети самостоятельно открывают и осваивают новые знания и способы, действуя через постановку учётных проблем и их решения. Задача такова – нацелить обучающихся на постановку проблемы, сформулировать их познавательную активность. Так, при изучении темы «Потоки энергии и вещества в сообществах» я начала с повторения изученного материала и, показывая таблицу «Распределение солнечной энергии в экосистеме», делаю вывод, что в сообществе происходит круговорот веществ и энергии. После закрепления предложила ученикам составить схему пищевой цепи и сети водного сообщества. Такое проблемное обучение стимулирует интерес к предмету, приводит к повышению качества обучения экологии.

При опросе я применяю разные формы контроля знаний: индивидуальный, групповой, само и взаимоконтроль. Также использую такие приёмы, как:

а) полетный опрос;
б) составление плана ответа;
в) беседа по плану;
г) закончи предложение;
д) заполнение таблицы;
е) заполнение схему;
ж) рисунок схемы по памяти;
з) обозначение данных по памяти;
и) решение проблемы;
к) составление кроссвордов.

Ребята с удовольствием принимают участие в составлении кроссвордов о природе, о её охране, с привлечением методов по решению проблем окружающей среды (таких, как вырубка лесов, насаждений, сжигания мусора, листвы и веток, сухой травы).

Каковы же возможности школы в формировании экологической культуры?

Это и конкурсы, и проекты, исследовательские проекты и акции, предметные недели. Особое внимание уделяю проведению предметных недель биологии, экологии и химии. Подготовка тщательная, планирую мероприятия с учетом возрастных групп школьников, стараюсь задействовать всех обучающихся школы. Каждый ребенок должен найти интересное для себя мероприятие, будь это конкурс рисунков или плакатов на экологическую тему, конкурс на лучшую поделку из природного материала, или участие в экологических акциях и викторинах. В рамках недели стараюсь проводить значимые общешкольные мероприятия, яркие, запоминающиеся. Ежегодно в школе проводятся конференции по здоровому образу жизни: «Здоровье не купить, а можно сохранить!», «Правильное питание – залог долголетия», «Здоровым привычкам – да!». Огромную творческую работу выполняют ребята, проявляя фантазию и смекалку. Мы устраиваем конкурсы кроссвордов, плакатов, газет, рисунков. Ведём сбор природного материала, изготавливаем из него поделки, делаем выставки. В конце недели подводятся итоги, определяются победители конкурсов, которые награждаются грамотами на общешкольной линейке.

Например, конкурсы фантастических проектов: «Человек в подводном мире», «Путешествие в Морское царство» (7 класс), составление сказок по теме «Водоросли» (7 класс).

Также в нашей школе ежегодно проводятся осенние ярмарки.

Большая роль в экологическом воспитании отводится школьному учебному участку. Во-первых, знания, полученные на уроках биологии, хорошо закрепляются во время работы на участке, опыты помогают найти пути решения природоохранительных задач. Во-вторых, вырабатываются трудовые навыки, способствующие профориентационной работе.

Школьники учатся управлять ростом растений, их развитием, урожаем, правильно и своевременно вносить удобрения.

Экологические акции и операции стали популярными во всем мире и проводятся различными организациями: медицинскими учреждениями, волонтерами, студентами ВУЗов. В нашей школе также проводятся подобные акции:

  • «Кормушка»
  • «Поможем птицам зимой»
  • «Клумба»
  • «Береги первоцветы»

Все мероприятия воспитательное и развивающее направление. Главное – вызвать интерес к предмету изучения, заставить ребят задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно участвовать в познании, защите окружающей среды и улучшении её состояния.

В 2013 году научное общество "Парус" создало сайт-путеводитель "Природа и экология родного края", материалами которого я активно пользуюсь на уроках и внеурочное время.

Здесь и словарь топонимов, и проблемы озера Эльтон и переработки мусора, и животный, и растительный мир нашего края, и Красная книга района. И конечно, приглашение посетить достопримечательные памятники природы нашего края - туристские маршруты по Приэльтонью. Безусловно, этот материал привлекает большое внимание школьников, вызывает интерес к истории родного края, оказывает воспитательный эффект.

Большое значение в процессе экологического воспитания школьников играет наглядное информационное просвещение.

Совместно с учителем ИЗО я оформила стенд «Экологический вестник», в котором есть рубрики:

  1. Зеленый портфель;
  2. Охраняются Красной книгой;
  3. Экологический календарь;
  4. «Ручеек» - газета для младших школьников.

Обучающиеся могут найти на стенде интересующую их информацию.

Каждый год в школе проводится конкурс рисунков и поделок на экологическую тематику.

Подводя итог начала своей большой работы, хочу сказать следующее: «Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Поэтому мне очень важно продолжить работу по теме «Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеурочное время».

Закончить свою работу мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я хочу научить своих детей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены