РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности учебных заданий, направленных на формирование УДД

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Конечно, каждому учителю хочется, чтобы его выпускники были успешными, востребованными в этом, не будем лукавить, трудном, порой жёстком мире .

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД (универсальных учебных действий: личностные, регулятивные; познавательные;
коммуникативные.). Само слово «универс» говорит о том, что ЗУНЫ ученик должен научиться применять в самых непредвиденных ситуациях. Овладение учащимися УУД делают возможным самостоятельное успешное усвоение новых знаний, умений, компетентностей. Ученик учится учиться!

А главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Таким образом, предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни смело, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход.

Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Так какими же могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках?

Практикую, начиная с 5-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.

Очень интересная работа - составление кластера.

Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Дискуссия.

Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.

Групповая форма работы.

В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.

Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания.

При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Сплоченность класса возрастает;
  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
  • Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Какие ещё виды заданий способствуют формированию УУД?

К ним можно отнести такие, как

  • работа по составлению плана текста и плана своих действий;
  • сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;
  • пересказ текста от лица литературного героя;
  • нравственно-этическое оценивание действий персонажа;
  • прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;
  • сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;
  • умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения;
  • выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов;
  • переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.

На уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Все эти действия имеют место, например, на уроках подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как классный руководитель и как учитель-предметник через систему классных часов, организацию

Подводя итог, хочется отметить, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла школе, успешность работы учителя во все времена зависела от самого учителя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены