РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Одаренность человека (из опыта работы с одаренными детьми)

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод.
В. А. Сухомлинский

Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Одаренных детей отличает высокая успешность обучения, быстрая скорость переработки и усвоения информации. Им важны широкий охват материала, жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны. Но, если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным. Поэтому так важно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь воплотить в жизнь их планы и мечты, вывести детей на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Учителю необходимо планировать свою работу таким образом, чтобы создать систему деятельности по выявлению одаренных учащихся, развитию их творческих способностей через активную деятельность ученика. В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Каждый день в мире происходит множество открытий, которые имеют как положительный, так и отрицательный характер. За всеми этими открытиями стоят люди, но кто они? Они одарённые личности. Интеллектуальный уровень одаренных людей — это гарантия высоких результатов.

Учащимся предлагаются занятия разной направленности, в зависимости от предпочтений учащегося и возможностей, так же развитие школьника происходит и во внеурочное время (секции, кружки, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, НПК). Выявить одарённого ребёнка и не упустить то время, пока ребёнок хочет развиваться — одна из главных задач педагогов.

Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими, ошибочно считать, что более развитые дети не нуждаются в помощи взрослых.

Одарённые ученики критичны во всём, они ищут ошибки в своих действиях так как предполагают серьёзную оценку. Вся деятельность педагогов должна быть нацелена на терпимость и понимание каждого ребёнка как личности. Всем известно, что все люди разные и понимают мир по-разному. Преподаватели должны быть готовы к тому, что одаренные ученики непоседливы и их очень тяжело поставить в рамки, к таким детям надо найти подход. Для них должно быть всё обоснованно и иметь те или иные аргументы.

В начальной школе практически все дети представляют собой одарённую личность это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, нежели взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле. Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно на уроке справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя, так ребёнок более плодотворно будет погружаться в дело. Педагог, который ставит перед собой цель воспитать одарённого ученика должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой. В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от традиционного обучения. Стоит отметить, что дети с нормальным постепенным развитием ничем не хуже одаренных детей; обучение и развитие идёт у них плавно — шаг за шагом, со временем они тоже начинают проявлять себя в различных творческих ситуациях.

Одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своего ребенка для их реализации. Многие факторы влияют на развитие одарённого человека. К примеру, самым важным в развитии младшего школьника фактором является — социальная среда. Будучи спокойной и комфортной она создаёт вокруг ребёнка среду без раздражителей. Социально спокойный и легко идущий на контакт ребёнок полностью погружается в дело, которое ему по душе, и в котором он может отличиться.

Выявить одарённого ребёнка очень просто, одарённые дети, как правило, не удовлетворены работой с учебником, им не интересен обычный ход урока, их куда больше привлекает чтение словарей и энциклопедий, отвечая самим себе на поставленные вопросы в разных интересующих их областях. Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и интеллектуальных способностей. Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети могут себя проявлять. К примеру — лидерские качества — один из критериев, определяющих одарённость, тоже являются звоночком к выявлению одарённого ребёнка. Коммуникативная, художественная, физическая, духовная деятельности — это лишь часть, на что стоит обратить своё внимание, как родителям, так и педагогам. Одарённым детям интересны разные предметы, они не ограничивают себя чем-то одним, у них много специфичных вопросов и идей, как узнать что-то новое.

Работая с одарёнными детьми, педагогам надо помнить, что нежелательно впадать в крайности и понимать, что не стоит: возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права или применять публичное принижение достоинства или игнорирование. В школе у детей могут встречаться сложности из-за общения со сверстниками и учителями.

Во избежание конфликтов стоит обращаться за помощью к педагогу-психологу. Психолог поможет адаптироваться одарённой личности и избежать самоизоляции от окружающих.

Вне сомнений, что развивать одаренность учащихся стоит через сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Это обеспечивает преемственность, помогающую развиваться детям гармонично, как в школе, так и дома.

Взаимодействие учителя с одаренными учениками является главным фактором всего обучения. Во время занятий педагоги чаще задают вопросы, чем сами говорят. Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами. Педагогу важно, не отвечать самим на свои же вопросы и не помогать решать задачи учащимся, это дает возможность более глубоко осмыслить и использовать полученные знания в дальнейшем.

Необходимо использовать гендерный подход в обучении. Одаренность мальчиков и девочек, воспринимающих этот мир по-разному, разная. Мальчики имеют гибкое мышление, стремятся к доминированию, очень эмоционально чувствительны. Девочки имеют неординарное мышление и своеобразную логику, они творчески активны и часто могут подвергаться стрессам.

У одарённых детей часто возникают проблемы из-за разницы с физическим, интеллектуальным и духовным развитием. С их неприязнью к школьной жизни, которая идёт от непонимания необходимости обучения, так как одаренным детям интереснее получать знания самим, а не через посредников. Проблема одаренности представляет собой целый комплекс, в котором пересекаются интересы разных научных дисциплин. Работа по выявлению, обучению и развитию практически полностью ложатся на плечи педагогов, это сложный и не прекращающийся процесс. В работе с одаренными детьми важен личностный рост самих учителей и их педагогическая активность.

Современная жизнь ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками выпускников.

Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить самостоятельно добывать любые знания —может. Во всех документах поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетным направлением. Учителю, как можно раньше необходимо выявить способности в своих учениках, создать условия для их развития.

В общеобразовательных учреждениях города Пущино в целях развития и поддержки талантливой молодёжи организуются и проводятся конкурсы и предметные олимпиады школьников, такие как:

  • Пущинская экологическая игра «Территория школы - территория ответственности!», «Наш горд – наш дом»;
  • Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений в Московской области;
  • Муниципальный этап олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;
  • Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»;
  • Зональный конкурс творческих работ «Проба пера»;
  • Конкурс юных чтецов «Живая классика»;
  • Олимпиада по русскому языку и математике для обучающихся 3-4 классов;
  • Олимпиада по физике ОАО «РАТЕП»;
  • Муниципальная филологическая научно-исследовательская конференция школьников;
  • Фестиваль «Пущинская весна»;
  • Региональная математическая игра «Математическая регата» для учащихся 7,8,9,10 классов;
  • Всероссийская олимпиада школьников;
  • Пущинская новогодняя олимпиада;
  • Разговор о правильном питании;
  • Права человека – глазами ребёнка;
  • Умники и умницы;
  • Турнира имени М.В. Ломоносова;
  • Олимпиада по избирательному законодательству.

Рекомендации для учителей: работа с одаренными детьми может быть разной. Необходимо поощрять творческие подходы к решению задач, побуждать к исследовательской деятельности, стремиться к самостоятельной работе. Одаренность – качество психики. При неблагоприятных условиях выдающиеся способности ребенка быстро затухают.

Поэтому занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Чувство юмора – верный помощник в любой познавательной деятельности. Оно помогает поддерживать интерес к научной или другой работе, позволяет легко переключаться на учебу или отдых. Учитель должен знать, что одаренные дети особенно ранимы и чувствительны. Неосторожная шутка может ранить ребенка, выбить его из колеи. Работа с одаренными детьми - тяжелый, но благодарный труд.

Рекомендации для родителей: чтобы раскрылись в полной мере таланты и способности малыша, работа с одаренными детьми не должна заканчиваться в стенах школы. Роль семьи в гармоничном развитии личности ребенка огромна. Особенно если это касается одаренных детей. Важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и всячески способствовали обучению ребенка или подростка. В то же время должно быть исключено любое давление. Родителям необходимо осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Участие семьи в познавательной деятельности, совместная исследовательская работа, творческий подход к решению задач поможет ученику раскрыть свой потенциал. А это необходимо любому ребенку без исключения.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика