РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение технологии развивающего обучения на уроках физики для реализации творческого потенциала одаренных детей

Вопрос дифференциации обучения физике – это актуальный вопрос, позволяющий, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Переориентация социального заказа на содержание и виды образования повлекла изменение приоритетов во взаимоотношениях психологии и дидактики.

В силу гуманистической переориентации вопрос ставится иначе. «Нестандартные» (одаренные) дети становятся объектом особого внимания, для них создаются специальные общеобразовательные учреждения и специальные учебные программы. Это, естественно, ставит вопрос о том, что их обучение невозможно строить без предварительного определения и знания психологической специфики содержания и методов работы учителя. Дети стали другими, более разными, более самостоятельными или, наоборот, менее самостоятельными, более тревожными и агрессивными, изменились их мотивационные и ценностные установки и т. д.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Применение технологии развивающего обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития школьников они должны опираться при проектировании поурочной работы. Определяющей целью педагогического процесса в технологии развивающего обучения на любом уровне выступает развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения этой цели нужны новые педагогические концепции, основанные на том, что ученик должен быть активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

По теории Л. С. Выготского, процессы обучения и воспитания развивают ребенка не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психологическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в процессе деятельности, к тому же такой деятельности, которая вызывает положительные эмоции у детей. В связи с этим трудно переоценить необходимость внутренней мотивации учения. Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных условий для проявления одаренности.

Основными методиками создания сильной внутренней мотивации являются:

а) занимательность занятий в классе, текстов учебника, задачника, таблиц, ТСО, всего учебно-методического комплекта;

б) занимательность скорее поддерживает интерес, чем порождает его, поэтому эффективна методика создания мотивационных проблемных ситуаций путем постановки специальных познавательных задач, проблемных экспериментов с удивительными, неожиданными для детей результатами;

в) важный фактор мотивации – эмоциональное воздействие на учеников (нетрадиционные формы уроков, экспериментальные домашние задания);

г) формирование у учащихся представления о роли определенного учебного предмета в их будущей деятельности.

В дидактическом отношении технология развивающего обучения должна иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, вследствие чего знания, навыки и компетенции превращаются из цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств ребенка.

В психологическом отношении развивающее обучение должно обеспечивать формирование и у ученика, и у учителя способности быть субъектом своего развития, причем в системе «ученик – учитель». Эта система тоже должна иметь развивающийся характер и потому, кроме традиционного субъект – объект, обязана обрести субъект – субъектный тип взаимодействия, когда каждый его участник становится условием и средством развития другого. Необходимой предпосылкой этого является формирование и у ребенка, и у учителя рефлексивного отношения к самому себе (к тому, ЧТО я делаю – предметное содержание, КАК я делаю – способы моей деятельности, ради ЧЕГО я делаю – ценностные ориентации личности).

Движущей силой развития выступают противоречия и их преодоление, поэтому в школе совершенно необходима система проблемно-познавательных задач поискового характера.

Доказательность – важное требование, необходимое для развития школьников. Без доказательств знания усваиваются формально, происходит запоминание без понимания. Стратегический путь успешной работы с одаренными детьми лежит через творческое развитие всего контингента школьников. Здесь важно отметить, что задания должны быть в зоне ближайшего развития детей, а их выбор проводится самими учениками.

Технология развивающего обучения предъявляет определенные требования к дидактическому обеспечению.

Очень важно иметь набор разнотипных дидактических материалов либо самостоятельно сконструировать их, учитывая следующие приемы конструирования дидактических материалов:

  • описание правил и изложение предметного материала;
  • умственная деятельность, направленная на организацию восприятия учебного материала (наблюдение, запоминание);
  • организация учения (целеполагание, планирование, рефлексия и т.д.) Это основы самообразования ученика;
  • оперативный контроль и самоконтроль.

Особое значение имеют материалы для самообразования ученика (разнообразные способы решения задач, различные алгоритмы действий, что позволяет ученику найти оптимальные пути проработки материала, учит рациональным приемам мыслительной деятельности, вырабатывает индивидуальные навыки работы с учебным материалом). Все это в комплексе приведет к появлению устойчивых познавательных способностей.

К приемам самообразования также относятся приемы четкого целеполагания при изучении того или иного учебного материала, планирования своей познавательной деятельности, самоанализа и самоконтроля. Они расширяют спектр индивидуальных способов познавательной деятельности и активно влияют на успешность обучения. Работа со способами учебной деятельности школьника должна лежать в основе организации личностно-ориентированного образовательного процесса и обеспечить построение, реализацию и оценку учения, как субъективной деятельности.

Читайте также:

Юферева Елена Вениаминовна 28.02.2018 1213 0 Фото: pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика