РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Специфика формирования основных компонентов коммуникативной компетенции в старших классах

Согласно ФГОС учебная деятельность должна быть направлена на формирование качеств личности в процессе коммуникации на иностранном языке. Особое значение придается принципу учебной автономии, то есть формированию индивидуальной траектории развития языковой личности обучающегося.

На современном этапе наблюдается тенденция, когда меняется основная функция учителя в образовательном процессе. Вместо роли носителя знания учитель становится помощником, сопровождающим процесс обучения. Это стало возможным благодаря развитию интерактивных, компьютерных технологий и всеобщего доступа к сети Интернет. Поэтому обучающийся способен самостоятельно получать знания, формировать практические умения, которые необходимы для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Как показывает анализ педагогического опыта, коммуникативный метод обучения реализуется в таких современных методических разработках как игровой, проблемный, проектный, модульный методы обучения. Основные приемы по формированию коммуникативной компетентности у учеников старших классов включают дискуссию, беседу, мозговой штурм, тренинг, в том числе и социально-психологический тренинг, семинары-конференции, различные типы игр.

Учебник для 10 класса средней общеобразовательной школы под редакцией О.И. Афанасьевой, И.В.Михеевой, К.М.Барановой Rainbow English является учебником базового уровня и основным компонентом учебно-методического комплекса, продолжая линию УМК 2-4 и 5-9 классов. Особое внимание уделяется развитию личности обучающегося, его воспитанию и стремлению к самообразованию. УМК может быть использован в различных типах образовательных учреждений, где на иностранный язык отводится 3 часа в неделю.

В состав УМК входят: учебник, рабочая программа, рабочая тетрадь, лексико-грамматический практикум, электронная форма учебника (ЭФУ).Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют учитывать изменения в развитии старшеклассников (ведущая деятельность — общение), а также реализуют возможность интегрировать в процесс обучения английскому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные связи [Rosuchebnik http]. При этом учитываются изменения в мотивации учащихся. Школьников старших классов характеризуют значительная самостоятельность, интерес к себе.

Анализ структуры учебника показывает, что тематически учебник состоит из 4 разделов (Units). Каждый раздел включает 5 тем, содержательно связанных между собой. В каждом разделе выделяются 5 направлений деятельности обучающихся – Talking Points, Grammar Points, Vocabulary Points, WordBuilding, Other Linguistic Points. Кроме того, для проверки полученных знаний в комплексе предусмотрены такие разделы как Consolidation, Test yourself и Project Work. Последние разделы соотносятся с материалом из рабочей тетради Workbook.

Рассмотрим учебный материал, предлагаемый обучающимся, с точки зрения его соотнесения со структурой коммуникативной компетенции. Как уже было сказано выше, структура коммуникативной компетенции состоит из восьми аспектов. Следовательно, для успешного формирования данной компетенции учебник должен содержать материалы информационно-аналитического характера, а также разные типы заданий, направленные на формирование того или иного структурного аспекта коммуникативной компетенции.

Рассмотрим соотнесенность учебного материала со структурой компетенции на примере раздела 1 учебника Rainbow English Steps to your Career.

1) Лингвистический аспект коммуникативной компетенции реализуется в данном учебнике и сопутствующих методических материалах в каждом из шести тематических разделов (1. Going to University, 2. Jobs and Occupations, 3. Gap Year, 4. Choosing a career, 5. Learning foreign Languages, 6. Schooling in Russia and abroad). Учащимся предлагается логично построенная система лексико-грамматических упражнений, направленных на введение нового материала, его активизацию в письменной и устной речи учащихся.

2) Социокультурный аспект коммуникативной компетенции предполагает, что у обучаемых сформированы знания о вербальном и невербальном поведении носителей языка. Например, в разделе Social English уделяется особое внимание явлению политкорректности речи.

3) Речевой аспект ориентирован на знания способов формулирования мыслей. Работа над данным аспектом происходит во время выполнения упражнений, направленных на развитие монологической и диалогической устной речи по теме исследования; в заданиях, где в формулировке присутствует посыл «explain why», учащихся стимулируют к активной речемыслительной деятельности и возникновению ситуации успеха в любой социальной ситуации или акте коммуникации. Минимизируется возможность технического «зазубривания» материала, так как обучающемуся предлагается размышлять на предложенную тему, охватывая широкий спектр вопросов и принимая активное участие в подготовленных и спонтанных учебных дискуссиях.

4) Дискурсивный аспект коммуникативной компетенции формируется при помощи устных и письменных заданий, направленных на развитие умений понимать смысл сообщений собеседников и самостоятельном создании подобных сообщений. Для этой цели в каждой теме присутствует аутентичный аудиоматериал, на основе которого обучающимся предлагаются упражнения, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Например, упражнения с формулировкой заданий Answer the questions или Put the words in the order of importance and explain your choice направлены на формирование умения выражать свое мнение на изучаемом языке. Все вопросы имеют дискуссионный характер. Опираясь на информацию, полученную в аудиотексте, в дальнейшем старшеклассники могут продолжить формирование речевой и языковой компетенции, работая в заданиях типа Work in pairs.

5) Стратегический аспект коммуникативной компетенции, подразумевающий формирование умений применять наиболее эффективные стратегии, в наименьшей степени представлен в данном учебнике.

6) Предметный аспект компетенции, включающий знания предметной информации, которые необходимо использовать при создании собственного высказывания или восприятии высказываний других участников общения, реализуется в задания, которые помогают работать над формированием лингвострановедческой компетенции. Они выполняются на основании учебного текста. В анализируемом учебнике Rainbow English, 10 класс присутствуют следующие типы работы с лингвострановедческой информацией: 1. Listen to the interview with Prince William …Then decide which facts are true, false, not stated (Упражнение 1 страница18); 2. Read the text and complete the sentences after it (Упражнение 5 страница 20 текст State Education in the UK); 3. Compare the system of education in the UK and in Russia along the following lines (Упражнение 6 страница 22). Данные и подобные задания не только расширяют объем лингвострановедческих знаний обучающегося, но и формируют у него аналитические способности, умение сравнивать фактическую информацию и обосновывать свою точку зрения.

7) компенсаторный аспект, подразумевающий умение преодолевать сложности, возникающие в процессе обучения, чуть в меньшей степени реализуется в данном курсе. Например, в разделе Grammar Points, направленном на формирование и дальнейшее закрепление грамматических умений учащиеся имеют возможность работать в парах (Упражнение 7, страница 8 Work in pairs. Ask which of the things you and the members of your family do yourselves and which of them you have done for you. You may use some of the ideas below.). Задания типа Do it together изначально ориентированы на совместную работу – в паре или в группе, что может спровоцировать ситуацию недопонимания или несогласия с другой стороной. Предполагается, что данная работа будет происходить непосредственно на уроке, в ситуации искусственно созданного акта коммуникации. Именно такие спонтанные ситуации помогают наилучшим способом формировать и развивать компенсаторный аспект коммуникативной компетенции, поскольку ученику приходится выбирать не только языковые средства исходя из конкретной социальной ситуации, но и поведенческую стратегию.

8) прагматический аспект компетенции направлен на формирование умений и навыков по выбору наиболее целесообразного способа выражения мысли в зависимости от поставленной задачи и условий коммуникации. Например, в каждом разделе обязательно одним из последних предлагается задание, при выполнении которого обучающиеся могут применить свои лексические и грамматические умения и навыки, сформированные чуть раньше. Например, упражнение 6 на 12 стимулирует учеников к своего рода личному мозговому штурму, поскольку они должны описать процесс и результат выбора своей будущей профессии, опираясь на предложенный план. При этом, пункты плана содержательно охватывают и процесс профессионального выбора в детстве, и в момент речи, а также сложные вопросы, касающиеся плюсов и минусов выбранной профессии. Чтобы качественно выполнить данное задание, обучающемуся необходимо будет использовать достаточное количество тематически подходящих лексических единиц, изученных ранее, и оперировать как минимум четырьмя грамматическими временами английского языка. Таким образом, учитель сможет увидеть насколько сформирована коммуникативная компетенция на момент высказывания ученика.

Таким образом, мы можем выделить следующие положительные стороны учебника Rainbow English 10 класс. Во-первых, система изложения теоретического и практического материала, представленная авторами данного УМК, учитывает специфику формирования иноязычной коммуникативной компетенции у старших школьников, хотя не все структурные аспекты данной компетенции в полной мере формируются на протяжении курса обучения иностранному языку.

Аналогичный анализ учебника английского языка Spotlight«Английский в фокусе 10», предназначенного для учащихся десятого класса общеобразовательной школы, продолжающих изучение английского языка по завершению курса девятого класса, позволяет прийти к выводу, что авторы курса ориентируются на коммуникативно-когнитивный подход к обучению, предполагающий поэтапное формирование знания и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции обучающих.

Цели обучения английскому языку, согласно мнению авторов учебника Spotlight«Английский в фокусе 10», включает развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной [http 5]. Для формирования речевой компетенции предусматриваются задания, направленные на развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковой или лингвистический аспект компетенции формируется посредством овладения новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Социокультурный аспект коммуникативной компетенции заключается в приобщении учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка.

Компенсаторный аспект формируется путем развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. УМК содержит большое количество упражнений на формирование общекомпенсационных умений. Большое внимания уделяется развитию языковой догадки и способам использования компенсационных речевых и языковых средств, например, совершенствуются такие компенсаторные умения как умение переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, тематический словарь, прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т.д.

В целом, система заданий, предложенная в учебнике, полностью соответствует принципам аутентичности (оригинальные аудиоматериалы и тексты), принципу интерактивности (работа в парах, группах, возможность мозгового штурма) и принципа социокультурности (соответствие изучаемого материала психолого-педагогическим потребностям и интересам обучающихся и большой объем социокультурной информации).

Что касается недостатков УМК, то следует признать, что в данном комплексе отсутствуют ссылки на подходящие медиаресурсы, которые могли бы быть полезными обучающимся для более эффективной работы.

Таким образом, сравнительный анализ двух учебников английского языка для 10 класса общеобразовательной школы показывает, что в обоих случаях закладываются условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В анализируемых УМК формируются и совершенствуются общеучебные умения: расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с прослушанным/прочитанным текстом извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; работать с разными источниками на иностранном языке справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Что касается коммуникативной компетенции, то УМК Rainbow в большей степени ориентирован на подобную деятельность, так как учебный материал, характер упражнений и заданий направлены на формирование всех аспектов компетенции, за исключением стратегического аспекта. В УМК Spotlight присутствует меньше коммуникативно-ориентированных заданий, позволяющих сформировать компетенцию в полном объеме.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены