РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пресс-центр как средство формирования коммуникативных компетенций подростков в области межкультурной коммуникации

Асеева Светлана Алексеевна,
магистратура 2 курс,
факультет ПиП ФГБОУ ВО КГУ

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент ФГБОУ ВО КГУ
Бочарова Людмила Вячеславовна

Аннотация: В статье анализируются проблемы подготовки подростков к межкультурной коммуникации. Рассматриваются цели, содержание, способы и средства формирования коммуникативных компетенций подростков. Определяются особенности организации работы пресс-центра как средства формирования коммуникативных компетенций подростков в области межкультурной коммуникации.

Ключевые слова:  межкультурная коммуникация, коммуникативные компетенции подростков, пресс-центр как форма работы с подростками.

Актуальность проблемы подготовки подростков к межкультурной коммуникации подтверждается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начальной, основной и средней школы.  Среди целей формирования личности  ФГОС называет «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания» (ФГОС ООО п. 9.4). Здесь же рассматриваются задачи  формирования у обучающихся  целостного мировоззрения, основанного на восприятии и понимании современного мирового развития во всем его социокультурном многообразии  (ФГОС ООО, п. 11.1).

Актуальность вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией и ее значимостью для воспитательного процесса, обусловлена как глобальным мировым развитием, так и внутренней модернизацией образования и воспитания в нашей стране. Формирование готовности к межкультурной коммуникации является одной из задач воспитания в современной школе. Не случайно, и в отечественной, и в зарубежной методике воспитания признаётся, что сформированность межкультурной коммуникации в рамках межкультурного обучения и воспитания является основной целью, дополняющей формирование коммуникативных компетентностей обучающихся [7].

Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Важнейшей целью межкультурной коммуникации с точки зрения взаимодействия индивидов групп или организаций, принадлежащих к различным культурам, является достижение адекватного понимания и эффективного взаимодействия между людьми, относящимся к разным этническим (национальным) группам. Это особенно важно для общеобразовательных организаций, в которых обучаются представители разных национальностей.

В настоящей статье мы будет придерживаться точки зрения, А.П. Садохина, который рассматривает коммуникацию как «социально обусловленный процесс обмена информацией, передаваемой при помощи различных средств»  и определяет межкультурную коммуникацию как «продукт системы воспитания и самовоспитания граждан» [3].  Человек, обладающий компетенциями в области  межкультурной коммуникации, проявляет эмоциональные, поведенческие и когнитивные способности, включая открытость, эмпатию, адаптивную мотивацию, видение перспективы, умение менять поведение и способность к личностно-ориентированному общению.

В подготовке к межкультурной коммуникации мы должны формировать коммуникативные компетенции, которые развиваются  в рамках группового сотрудничества подростков в процессе решения поставленных задач, когда каждый член группы несет ответственность не за свой личный результат, а за результат группы, что способствует повышению эффективности воспитательного процесса и решению многих задач. Ведь коммуникативная компетенция - это психологически и методически организованная система, в которой достигается единство средств и способов общения.

Формирование коммуникативных компетенций способствует социализации личности подростка и ее гармоничному существованию в межнациональной и поликультурной среде, а также развитию знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам и ситуациям общения.  Это включает в себя, как знание основных понятий лингвистики и законов построения речи, так и собственно коммуникативные умения: толерантность, общительность, экстравертность, эмпатия, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость. Не маловажно для формирования коммуникативных компетенций  умение вести диалог, открытость для разных взглядов, умение разрешать  конфликт, терпимость к неопределенности, интерес к окружающим людям и событиям, высокая самооценка, склонность к сотрудничеству, знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Важным средством формирования коммуникативных компетенций подростков  в области межкультурной коммуникации является школьный пресс-центр, действующий в рамках информационно-медийного направления  Всероссийской организации Российского движения школьников. Пресс-центр это форма организации продуктивного общения в процессе совместной и коллективной работы над проблемой, способствующая созданию условий, позволяющих обучающимся  реализовать все свои возможности и умения.

В пресс-центре  общение становится формирующим фактором: его участники осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют возможность для самоутверждения и реализации своих творческих способностей, коммуникативных потребностей.   Это своеобразный катализатор и генератор идей, который дает возможность проявить себя оптимальным образом. Это гибкая саморазвивающаяся структура, призванная формировать активную личность, способную к анализу происходящих событий, свободную от стереотипов мышления, деятельную, творческую, обладающую вышеперечисленными коммуникативными умениями.

Школьный пресс-центр МОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С. З. и Г. З. Пискуновых» Медвенского района Курской области позволяет сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни как большой, дружной национальной семьи со своей жизнью, своими правилами и традициями, радостями и заботами. Поэтому вся собранная информация по работе школы стекается в редакцию школьного пресс-центра, где ребята через газету «Пионерский вестник» и школьное радио «Школа FM» и группу РДШ в «Вконтакте», ведут просветительскую деятельность, доносят информацию, обращаются к школьникам, учителям, родителям с призывами участия в деятельности.

Цель школьного пресс-центра – формирование базовых коммуникативных компетенций и начальных профессиональных навыков, создание условий в области подготовки к межкультурной  коммуникации для успешной социализации подростков посредством развития творческих и коммуникативных способностей.

Для достижения поставленной цели пресс-центр решает следующие задачи:

  1. организация единого информационного пространства школы;
  2. связь с общественностью, налаживание партнерских отношений с СМИ района и области;
  3. восполнение недостатка общения подростков разных национальностей -воспитанников школы,  помощь им в дальнейшей адаптации в социуме;
  4. предоставление каждому ребенку возможности для самореализации и творческого самовыражения;
  5. повышение интереса читателей, в первую очередь родителей, к делам и проблемам школы, предоставление  им возможности принимать самое действенное участие в решении этих проблем.

В школьный пресс-центр, в основном, приходят увлеченные инициативные ребята с разным уровнем подготовки с 5-го по 11-ый класс, когда у них появляется потребность в самореализации, желании попробовать свои силы в журналистике, сделать что-то значимое, найти себя в той или иной профессии. А профессии здесь разнообразные т.к., в  состав пресс-центра входят: главный редактор, журналисты-юнкоры, внештатные корреспонденты, корректор, наборщик, оператор компьютерного дизайна и верстки или дизайнер,  фото- и видео-репортеры, дикторы, радиоведущие.  Педагогу важно обдуманно подойти к вопросу разделения подростков на группы в составе пресс-центра с учётом их количества,  особенностей   развития, принадлежности к той или иной национальности.

Для выполнения поставленной цели подросткам предоставляется  возможность  свободно высказывать своё мнение и изучать общественное, отстаивать  интересы личные и групповые, выбирать интересные им виды деятельности.  Подросток сам выбирает, кем он будет в пресс-центре: дизайнером, фотографом, журналистом, корреспондентом, диктором и др. Это нечетко закрепленные обязанности на весь учебный год, они могут меняться и варьироваться, в зависимости от желаний самих ребят.

По мере обучения и выявления потенциальных возможностей ребенка происходит корректировка поставленных перед ним задач, выявление новых профессиональных ролей.

В процессе деятельности практически каждый подросток получает возможность для проявления личной инициативы, что способствует формированию и становлению активной социальной и гражданской позиции, развитию творческих способностей, самопознанию и саморазвитию. Он может осуществить реализацию своих прав и свобод, свободен в выборе и выдвижении  своих идей, высказывании своей точки зрения, самовыражения в интересующем его виде деятельности, таким образом, он -  активный участник самоуправления, а, следовательно,  стоит на позиции социального творчества.

Во время работы в пресс-центре  формируются   коммуникативные компетенции, необходимые для  подготовки подростков к межкультурной коммуникации. Дети учатся работать вместе, проявляя эмпатию и терпимость друг к другу; в процессе подготовки материалов для печати  взаимодействуют с  жителями села разной национальности, знакомясь с их культурой и традициями. Ребята учатся анализировать полученную информацию, оформлять её с помощью статей, фотоматериалов и рисунков. Работа с документацией, систематизация материала,  проектная и исследовательская деятельность, подготовка фото и видео репортажей, компьютерных презентаций помогает подросткам научиться взаимодействовать в группе и разрешать противоречия во время совместной деятельности.

На страницах газеты, которую выпускают  ребята, можно найти массу полезного, интересного материала: по проблемам экологии в районе, области, стране; по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием школьников; пропаганде здорового образа жизни; профилактике правонарушений в подростковой среде и многое другое.

Границы деятельности юнкоров в настоящее время значительно расширились. Они не только работают над выпуском регулярного издания газеты «Пионерский вестник», но и работают над выпуском экспресс-инфо, т.е. других видов печатных изданий - это памятки-буклеты, тематические листовки, календари, закладки, рекомендации, объявления для сверстников, младших и старших школьников, родителей, педагогов по самым разным направлениям. Члены пресс-центра создают видеоролики и презентации, фото- и видеорепортажи, проводят газетные конкурсы и участвуют в районных и региональных конкурсных программах, сотрудничают со СМИ. Занимаются информационным обслуживанием мероприятий, оформлением выставок, проведением социологических опросов, анкетирования, тестирования, часто работают над дизайном сцены актового зала.  Члены пресс-центра работают над содержанием, оформлением и технологией создания газет и радиопередач, приобретают навыки планирования деятельности,  осваивают первоначальные приёмы монтажа,  совершенствуют свою дикторскую речь, учатся вести прямое радиовещание эфира школьного радио, создавать газету, подбирать контент для социальных сетей. Всё это способствует подготовке подростков к межкультурной коммуникации, учитывая, что перечисленные виды деятельности организуются во взаимодействии ребят разных национальностей и религий.

Особенностью и принципом работы школьного пресс-центра является полная добровольность участия в работе. Условие работы для всех участников одно – если взялся за материал, то обязательно доведи его до конца. Все статьи и заметки пишут сами дети, а  роль педагога  сводится к тому, чтобы в ненавязчивой форме подвести к правильному выбору решения проблемы. Если учащиеся, работая с информацией, приходят к ложному выводу, им необходимо   показать другую сторону медали и подвести к положительному выводу.

Обучающиеся постоянно работают над своим самообразованием, проходят обучение по программам внеурочной деятельности «Юный редактор» , «Радио «Школа FM» и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорит и показывает РДШ». Ребята участвуют в районных, областных конкурсах журналистского мастерства, активно работают в ходе районных краеведческих конференций, сотрудничают с районной газетой «Медвенские новости», с газетой курских школьников «Класс». Результатом работы можно считать постоянный рост желающих участвовать в общешкольних делах, неоднократные победы в различных конкурсах журналистского мастерства. Вся информация по реализации деятельности пресс-центра обсуждается на заседаниях Совета Лидеров. Заседания пресс-центра традиционно проходят в специально оборудованной комнате, здесь же мы проводим обучение по программам. Такая работа учит подростков сотрудничеству, умению вести диалог и полилог, понимать разные мнения и точки зрения, находить компромисс.

  Подготовке  подростков к межкультурной коммуникации способствуют: участие подростков в акциях и днях единственных действий РДШ, письменные и устные задания (выпуск номера газеты, эфир радиопередачи, монтаж видео, портфолио), проектно-исследовательская деятельность, игры и фестивали. Мы обращаемся к диалогу культур. Например, в процессе организации фестиваля народов ребята готовили  проекты под общим названием  «Родные истоки», подбирали материалы, связанные с  национальными традициями, костюмами, культурными стилями.  Особым успехом в группе РДШ школы пользовался  проект «Гастрономическая карта школы», где мы предложили ребятам разных национальностей и их родителям  поделиться рецептами приготовления любимых национальных блюд,  приложив фото или видео этапов приготовления. Данные проекты помогают современным подросткам осваивать особенности межкультурного общения, изучать  национальные   традиции, расширять своё мировоззрение.

В целом, роль деятельности школьного пресс-центра МОКУ «Вторая Рождественская средняя школа имени С. З. и Г. З Пискуновых» Медвенского района Курской области в формировании коммуникативных компетенций подростков в области межкультурной коммуникации действительно велика и значима, что  является одним из факторов развития и становления  личности обучающихся. Подростки получают возможность реализовать себя, по­высить собственную самооценку, а также статус в глазах сверстников, родителей и учителей.  Совместная работа в многонациональном объединении направлена  на воспитание и обучение гражданина единого, но одновременно поликультурного, мира, гражданина, способного принимать и понимать социокультурное разнообразие этого мира, проявляя интерес к своей собственной культуре и культурам других народов, что рассматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах основной школы как необходимое требование к результатам освоения образовательных программ.

В ходе работы подростков в пресс-центре у них проявляются  толерантность, общительность, экстравертность, эмпатия, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, повышается самооценка. Они   учатся вести диалог, понимать разные взгляды,  разрешать  конфликты. Ребята осваивают способы взаимодействия с окружающими людьми, овладевают навыками  работы в группе, коллективе, различными социальными ролями, находясь при этом в равных условиях.

Список литературы:

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2. Михайлова, Т. А. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков/ Т. А. Михайлова,  О. Ю.  Егорычева// Молодой ученый. Международный научный журнал: Казань – 2018. -  № 20 (206) – С. 396-398
  3. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования. / Автореф. дисс. … док.культурологи. М., 2008.
  4. Современный школьный пресс-центр как одно из эффективных средств создания единого информационного образовательного пространства школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?id=667 &option=com_content&task=view/.
  5. Спирина Н.А. Журналистика в школе. – М.: Учитель, 2010.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]// Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения - 20.02.2022).
  7. Davis, N. Intercultural competence for future leaders of educational technology and its evaluation [Электронныйресурс]/ N. Davis,Mi Ok Cho // Interactive Educational Multimedia, № 10. April, 2005. URL: http://www.ub.edu/multimedia/iem (дата обращения - 20.02.2022). Davis, N. Intercultural competence and the role of technology in teacher education. / N.Davis, M. O.Cho, L.Hagenson// Contemporary Issuesin Technologyand Teacher Education, 4(4), 2005.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены