РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессионально-ориентированное обучение и использование регионального компонента на уроках английского языка в средней школе

Профессионально-ориентированное обучение и использование регионального компонента в формировании общих компетенций учащихся на уроках английского языка в 10-11 классах - важнейший резерв повышения эффективности обучения иностранному языку.

В современном образовательной деятельности в качестве узловых категорий используются понятия «компетентности» и «компетенции» будущих специалистов, которые выступают как цель образования.

Компетенция (от лат. сompetentio, от competo, добиваюсь, соответствую, подхожу) - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Общие компетенции учащихся следует рассматривать как личностное новообразование, возникающее в процессе обучения, составляющее ядро профессионализма выпускника.

Учителя работают над формированием общих компетенций выпускников на уроках иностранного языка, во внеурочной деятельности и на элективных курсах.

Процесс формирования общих компетенций включает в себя:

  • создание на занятиях проблемных ситуаций и решение профессиональных задач, что способствует организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
  • установление межпредметных связей в образовательной деятельности.
  • постоянное пополнение и закрепление знаний.

Компетенция - это результат образовательных технологий, методов, организационных форм учебной среды. Сформировать такие компетенции учащихся может только профессионально компетентный преподаватель. Понятие компетентности преподавателя выражает его теоретическую и практическую готовность к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Повышение эффективности изучения иностранного языка и формирование общих компетенций может быть достигнуто за счёт:

  • подчинения всей учебно-методической работы учителя иностранного языка интересам становления будущего специалиста.
  • создания профессионально – ориентированных учебных пособий, тематически и терминологически близких будущей профессии учащихся.
  • изучения грамматических явлений на основе лексики и терминологии характерных для данной профессии.

Учителя иностранного языка должны обращать особое внимание на отработку следующих навыков и умений учащихся:

  • эффективное использование навыков просмотрового чтения для поиска нужной информации.
  • умение проводить смысловой анализ текста и находить главную идею.
  • умение выполнить достаточно точный перевод специального текста, содержащего интересующие сведения.
  • умение пользоваться специальными словарями и опорной литературой на русском языке.

Успех профессионально-ориентированного обучения и формирования общих компетенций учащихся, в первую очередь, определяется уровнем профессиональной компетенции самого преподавателя иностранного языка.

Преподаватель иностранного языка должен знать:

  • основные лексико-семантические особенности современного языка научно – технической коммуникации.
  • знать терминологию данной профессии.

Методы работы по целевой обработке иностранной научно – технической информации:

  • реферирование, аннотирование.
  • составление тематических образцов и подборок.
  • работа со специальной лексикой и терминами.

Методика работы со специальными текстами включает в себя следующее:

  • выполнение предтекстовых упражнений и послетекстовых упражнений.
  • разработку упражнений творческого характера.
  • специальные тексты должны иметь высокую информативную ценность.

Изучение иностранного языка во внеурочной деятельности способствует:

  • расширению общеобразовательного кругозора учащихся о будущей профессии.
  • повышению интереса к будущей профессии.
  • повышению интереса к изучению иностранного языка, повышению его компетенции.

Практическая реализация вышеизложенных тезисов осуществляется в течении образовательной деятельности на уроках и во внеурочной работе.

Традиционными в школе стали олимпиады по английскому языку по теме «Английский язык и моя будущая профессия», которые проходят в следующих номинациях: чтение и перевод специального текста, представление презентаций по специальностям о предприятиях - будущем месте работы, инсценирование собеседования с главой предприятия при устройстве на работу, написание резюме. Конкурсы сочинений о будущей профессии также популярны среди учащихся школы.

Работа с английскими текстами с опорой на русский язык позволяет дать учащимся более полную и полезную информацию о будущей профессии.

С учащимися 10-11 классов работаю с текстами по следующим темам: «Перспективы развития угольной промышленности Кузбасса», «Шахты и разрезы Киселевска - мое будущее место работы», «Современное зарубежное и отечественное оборудование на угольных предприятиях города и области». Итогом всей учебной деятельности является защита проекта по теме «Профессия горняка».

Интегрированные уроки, межпредметные связи, кропотливая, направляющая деятельность учителя иностранного языка способствуют этому.

Большую роль в профессионально-ориентированном обучении играет использование регионального компонента и краеведения. Работаю по таким темам как: «Кузбасс на карте России», «Кузбасс - моя малая Родина», «Мой родной город», «Выпускники школы и их вклад в развитии угольной промышленности города и области», «Шахтерские династии города». Так же предлагаю более сложные темы: «Шахты и разрезы города», «Технологии добычи угля в Кузбассе», «Горное образование, горное оборудование, технические характеристики горного оборудования», «Достижения науки и техники в угольной промышленности», «Роботы – шахтеры», «Компьютеризированное горное оборудование США, Германии, Великобритании на шахтах и разрезах города и области».

Изучение тем логично и последовательно. В итоге у учащихся накапливается большая информация о профессии, они готовы к защите проектов. Это очень значимо для будущего специалиста, для его компетентности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены