РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий литературной игры «Знатоки древнерусского языка», 7 класс

Одинцова Людмила Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №6 города Верхней Салды
Свердловской области

Цели:

  • создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету через знакомство с древнерусской лексикой;
  • формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оборудование: напечатанные слова,  сигнальные карточки, карточки с заданиями либо проектор.

Правила проведения.

Данное мероприятие можно провести в одном классе, разделив его на группы, либо между классами, выбрав команды. Напомнить учащимся правило: «Я умею слушать и слышать», правила хорошего тона, правила оценивания и штрафных санкций (за правильный ответ начисляется 1 балл, за нарушение снимается 1 балл).

Раундов предлагается три, но учитель может изменить число раундов или из предложенных заданий создавать иные варианты.

Ход игры

Раунд №1.

1. Можно ли сшить платье из аксамита?

а) да; б) нет.

(Да: аксамит – бархат).

2. Агнец – это:

а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

(Агнец – ягненок).

3. Багряница – это:

а) то же, что порфира; б) часть порфиры; в) это разные вещи.

(Порфира – парадная царская одежда, багряный плащ (то есть багряница), отделанный горностаем).

4. Где могли вам встретиться буки?

а) в тайге; б) на карте; в) в книге.

(Буки – название буквы «Б» в церковнославянской азбуке).

5. Можно ли сейчас побывать в весях?

а) да; б) нет.

(Да: весь – деревня, селение).

6. Покажите длань.

(Длань – это рука).

7. У желны:

а) две ноги; б) четыре ноги; в) шесть ног.

(Две ноги. Желна – это дятел).

8. Духовник:

а) играет на духовых инструментах; б) создает духи; в) совершает церковные обряды.

(Духовник – священник, принимающий исповедь).

9. Басурман – это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

(Басурман (басурманин) – иноверец, не христианин).

10. Что такое понт?

а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.

(Понт – море).

 

Раунд №2.

1. Покажите потылицу.

(Потылица – это затылок).

2. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

(Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).

3. Кому нравится умет?

а) медведю; б) свинье; в) собаке.

(Умет – грязь, нечистоты).

4. Послух – это:

а) послушный ребенок; б) монах; в) свидетель.

(Послух – свидетель).

5. Василиск – это:

а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила.

(Василиск – дракон, змей, нечисть).

6. Подвенечные бревна делались из:

а) деревьев; б) воска; в) сладостей.

(Подвенечные бревна – верхние бревна в избе, образуют венец).

7. Какое отношение имеет яруг к буераку?

а) это одно и то же; б) яруг бывает в буераке; в) буераком измеряют яруг.

(Яруг – овраг, буерак).

8. Алкать – значит:

а) кричать; б) жаждать; в) бежать.

(Алкать – сильно хотеть, жаждать).

9. В веже можно:

а) жить; б) купаться; в) ходить на балы.

(Вежа – шатер, кибитка).

10. Бирич- чем занимается?

а) играет в бирюльки; б) следит за порядком; в) ничего не делает.

(Бирич – блюститель порядка).

 

Раунд №3.

1. Поднимите шуйцу.

(Шуйца – левая рука).

2. Присный – это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый.

(Присный – родной).

3. Сколько копеек в полушке?

а) 10; б) 1/2; в)1/4.

(Полушка – четверть копейки).

4. Простоволосый – это:

а) без кудрей; б)без волос; в) без шапки.

(Простоволосый – без шапки).

5. Мурза – это:

а) грязнуля; б) нищий; в) вельможа.

(Мурза – татарский вельможа).

6. Все ли могут писать десницей?

а) да; б) нет.

(Десница – правая рука).

7. Очеса – это:

а) глаза; б) валенки; в) волосы.

(Очеса – глаза).

8. Во время брани (битвы) живот можно:

а) набить; б) отрастить; в) потерять.

(Живот – жизнь).

9. На вые носят:

а) шапку; б) шарф; в) очки.

(Выя – шея).

10. Пращур – это:

а) динозавр; б) предок; в) болезнь.

(Пращур – предок).

Подведение итогов, объявление победителей.

Литература

  1. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»: Т. 1 – 4 – М.: Русс. яз., 1989-1991.
  2. Литература 5-8 класс: учебники для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. ч 1./ авт.- сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд.- М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2007
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены