РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формы организации образовательного процесса в контексте формирования правовой культуры младших школьников

На современном этапе развития общества образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход его от одного состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, социальными, культурными и другими.

В последнее время в научных и политических сферах актуализируется понимание того, что именно образование призвано строить будущее, формировать и развивать личностные качества каждого человека, его мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, нравственный, духовный, экономический, политический потенциал общества. Необходимыми условиями социально-экономических, политических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития, является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества.

Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто только путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования правовой культуры молодежи с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования. Именно школе принадлежит центральное место в решении столь важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации.

Сформированная правовая культура младшего школьника представляет собой сложное интегративное личностное образование, обусловленное возрастными и психологическими особенностями, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях.

Формирование правовой культуры младших школьников в общеобразовательной школе предполагает создание комплекса организационно-педагогических условий:

  • координация и интеграция общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении с привлечением родителей и сотрудников правоохранительных органов;
  • становление гуманистически ценностной позиции педагогов;
  • ценностно - диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, включение их в деятельность по осмыслению и личностно-значимому выбору правовых норм и ценностей; усиление воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося;
  • специальное программно-методическое и диагностическое обеспечение образовательного процесса.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования в контексте формирования правовой культуры может осуществляться в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; местом и временем учебной работы и т.д.

Отметим, что традиционная цель правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Опора на правовое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача общества, государства и школы заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у младших школьников.

Основные направления работы по формированию правовой культуры младших школьников выделены в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, где сформированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у младших школьников гражданской ответственности; развитие правового самосознания; формирование духовности, правовой культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, способность к активной адаптации на рынке труда.

Педагоги и психологи считают, что работа по формированию правовой культуры у младших школьников должна быть разбита на три этапа:

  1. работа с коллективом школы, так как успехи по данной проблеме во многом зависят и от подготовки педагогических кадров;
  2. работа по повышению правовой культуры родителей. Специалисты с сожалением отмечают, что зачастую права детей нарушают не только незнакомые, но и самые близкие ребёнку люди, и порой исходя из благих намерений;
  3. работа с детьми, нацеленная на последовательное введение ребёнка в «правовой мир».

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов.

Исходя из структуры педагогического процесса В.А. Сластенин выделяет следующие формы организации учебного процесса:

  • учебная работа,
  • внеучебная работа,
  • формы обучения (урок, экскурсии, факультативы и др.)

С позиции целостного образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок.

На уроках у младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к совместной работе по выработке детьми законов (правил) жизни класса.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

  • основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;
  • практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;
  • представления о себе и другом как особых мирах;
  • представления о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;
  • знаний конкретных правил и норм поведения.

Изучение указанных тем в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана.

Формированию правовой культуры учащихся способствуют различные виды внеурочной работы (акции, тематические вечера, круглые столы, деловые игры и т. д.).
Каждая выбранная форма по правовому образованию должна обладать возможности индивидуализации деятельности школьников.

Деятельность педагога должна быть направлена в этом случае не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом ученика, раскрытие способов мышления каждого ученика.

По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять координирующую функцию. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, формы обучения могут быть объединены. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа, дети принимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может использовать роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — практическим занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.

Таким образом, процесс формирования правовой культуры младших школьников – это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод. Правовое воспитание младших школьников призвано формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом.

Педагогу, осуществляемому педагогическое сопровождение учащихся в процессе формирования правовой культуры, важно использовать субъектный опыт ученика, раскрывать способы его мышления, выстраивать индивидуальную траекторию развития в области правовых знаний с учетом личностных потребностей ученика.

Список использованной литературы:

  1. Азаров А. Я. Права человека. М.: Новый взгляд, 1995. - 360 с.
  2. Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование — Самара: СИПКРО, 1999- Вып. 6 — 106 с.
  3. Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева, - М.: Юристъ, 2005. - 415 с.
  4. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. — М, 1990.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений — 2-е изд., стереотип. - М:Издательский центр «Академия», 2003.-576 с.
  6. Современный словарь по педагогике/ сост. Е.С. Рапацевич — М: «Современное слово», 2001г. - 928 с.
Читайте также:

Тузовская Евгения Викторовна 30.03.2021 197 0 Фото: pixabay.com / eignatik17
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.