РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании ребенка

Уважаемые коллеги, главная цель учителя – вырастить детей добрыми, честными, порядочными и воспитанными людьми. Результат воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, от умения находить учителем общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Отношение между учителем и родителями должно быть такое, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личных качеств ребёнка.

Взаимодействие с родителями всегда было важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придает этой работе новую значимость, ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством, и поэтому наша задача сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. (слайд4) Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

С приходом в школу ребёнок попадает в нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определённым нравственным поведением. Современная школа должна давать не только знания ученикам, но и воспитывать в них личность. В школу человек приходит еще, будучи ребенком, а уходить должен гражданином свой страны, думающим, культурным, ответственным и неравнодушным к происходящему вокруг.

Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Именно семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка.

Здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело?

Основные пути формирования нравственности ребёнка в семье.

  • Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
  • Разъяснение, воздействие словом. Не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас. Необходимо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей», ни то, ни другое не задевает душу ребёнка.

На первом собрании мы с родителями составили портрет выпускника начальной школы. Каждый из них хотел бы видеть в ребенке качества, представленные на экране. Постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании ребенка.

И чем разнообразнее и интереснее будут мои формы общения педагога и родителей, тем больше будет положительных результатов.

Второй год, работая по ФГОС НОО, мне приходится искать новые эффективные формы взаимодействия с родителями и приходишь к выводу, что воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они стали влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Выделив 3 основных направления сотрудничества учителя с родителями, приведу примеры каждого направления, особо отметив третье направление. (слайд15) Считаю, что педагог должен вести непрерывную работу с родителями. Уже начиная с первого дня обучения и воспитания детей в школе, постаралась сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Родители стали моими помощниками и союзниками.

Сотрудничество с родителями – это залог успешных взаимоотношений. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.

Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе

Урок – наблюдение. Данный урок позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения. Они отмечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, как самостоятельно учатся добывать знания их дети. Двери нашей школы всегда открыты для родителей. У нас в классе принято приглашать родителей на открытый урок, подготовленный для них по различным предметам. Обычно выбор их останавливается на том предмете, с которым у ребенка возникают трудности. Родители наглядно видят определенные методы и приемы, применяемые на уроке, а затем используют их дома. Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку и учителю. (Урок окруж.мира)

Урок - практическое участие. Данный урок приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Дети, видя своих родителей и родителей одноклассников, чувствуют искреннюю заинтересованность в своих успехах. Родители вносят свои предложения по улучшению организации учебного процесса, сознательно участвуют в оказании практической помощи ребенку, классу. (Лит.чтение-метод продуктивного чтения, по ролям, технология -коллективная работа-макет Акрополя)

Урок – соревнование. Эта особая форма урока - между детьми и родителями, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес. (Физкультура «Веселые старты»)

В своем взаимодействии с родителями стараюсь использовать все формы работы, представленные на экране. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей и их учебных достижений, (слайд22) информирование которых осуществляется не только через дневник, но и через сайт электронный дневник. Ру.

Родительское собрание - которые стараюсь проводить нетрадиционно. Но мы также говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании, о помощи своему ребенку в выполнении домашнего задания.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив, когда дети только переступили порог начальной школы. Лучше, если это будет разговор по душам. Интересуюсь семейными увлечениями, проблемами в воспитании ребенка, талантами взрослых и детей.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, которого приглашает классный руководитель по необходимости. По результату тренинга психолог проводит собеседование с учителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы родители могли либо утвердиться в правоте своих методов воспитания, либо задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. (Конференция по обмену опытом воспитания детей)

Основа моей работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. Они оказывают большую помощь в оформлении кабинета, классных газет (к Новому году), охотно участвуют в субботниках, праздниках («А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики», «Золотая Осень», в конкурсах, также во всероссийских дистанционных конкурсах и т.п.
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей служит мостом в создание долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации стандартов.

Я в своей работе с родителями постоянно помню, что я не просто учитель. А первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

Список литературы

  1. Блюмкин В.А и др. Нравственное воспитание: Филосовско-этические основы. - Воронеж: Изд-во Воронежкого ун.та, 1990.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  3. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.
  4. Кружилина Т.В. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специиального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы»
  5. Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.22-26
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
  7. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
  8. Страхова Е.В., Татаринцева Е.Ю., под ред.Кравцовой С.А. Оценка достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной ступени обучения Методические рекомендации. ТОИПКРО. – Тамбов: изд-во ТОИПКРО, 2012
  9. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.-М.: Издательство «Просвещение»,.1986.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены