РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа классного руководителя с "детьми группы риска"

Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы. 
 
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности: 
  • слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. 
 
Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса. 
 
Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом. 
 
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: 
  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: 
  • выявление детей группы риска; 
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 
  • воплощение программы в жизнь; 
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: 
  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
  • заинтересованность; 
  • содействие; 
  • доверие. 
 
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: 
 
1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: 
  • личные дела учащихся; 
  • результаты медицинского обследования; 
  • психолого-педагогические характеристики; 
  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 
  • результаты диагностирования педагога-психолога; 
  • жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; 
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 
2 этап - Выявление учащихся группы риска: 
  • составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 
  • выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; 
  • составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; 
  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; 
  • классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: 
  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); 
  • воспитание нравственно-правовой убежденности; 
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; 
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; 
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; 
  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); 
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата; 
  • способствование заполнению пробелов в знаниях. 
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: 
  • взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 
  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 
  • помощь в преодолении учебных затруднений; 
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; 
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 
  • защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения. 
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий; 
  • классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). 
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 
  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение 
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации. 
 
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; 
  • классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 
  • участие учащегося в общественной жизни класса; 
  • приемлемые (позитивные) качества личности; 
  • взаимоотношения со сверстниками; 
  • досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); 
  • каково влияние семьи; 
  • имеют ли место конфликты в классе и их причины; 
  • эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности). 
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 
 
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни. 
 
На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему. 
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. 
  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 
  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 
  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки. 
 
Используемые источники: 
1. Чванова Надежда Васильевна «Дети группы риска» [http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/deti-gruppy-riska-1] 
2. Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска"/ http://xreferat.ru/71/5172-1-social-no-pedagogicheskaya-rabota-s-det-mi-gruppy-riska.html 
3. Литвинова Надежда Алексеевна «Программа социально педагогической поддержки детей «группы риска» МОУ Саракташская СОШ №2 Г. Оренбург 
4. http://100pudov.com.ua/subject/62/25865/?page=3 
5. Шатова Ольга Александровна Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для классных руководителей /http://festival.1september.ru/articles/620887/ 
6. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы «Ребенок на улице», Выпуск 1, - Москва, 1999 
7. Грачева Светлана Вячеславна Дети "группы риска" http://festival.1september.ru/articles/624644/ 
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. 
9. Дроздов С.Ю. Особенности гиперактивных детей http://www.menobr.ru/materials/370/5461/#q1 
10. Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
11. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. 2012 г. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 
12. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Методические рекомендации/ Савинова И.Ю., Ковешникова А.М. «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Ханты – Мансийск 
13. Суриковой Н.В Центр образования № 1861 «Загорье». Анкета «Определение детей группы риска»
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены