РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательный аспект уроков трудового обучения

Мы живем в мире технического прогресса и компьютерных технологий, в мире, в котором дети уже не представляют себя без мобильного телефона, планшета, айпада или айфона. У современных школьников исчезает диалоговое общение, которое приводит к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого нравственных задач, оно сводится к смс-сообщениям в социальных сетях. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически и эмоционально не устойчивы. Они редко проявляют желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность и забота. Мы знакомим детей с правилами поведения и общения, но они не всегда применяют их в повседневной жизни. Поэтому на сегодняшний день актуальным становится вопрос воспитания подрастающего поколения.

В философском словаре дается определение: воспитание – воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению.
Воспитание, наряду с обучением, является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. С урока начинается учебно-воспитательный процесс. Но, когда заходит разговор о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школе возложена на классных руководителей и педагогов-организаторов. Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час и один информационный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.

Я считаю, что учебный предмет «Трудовое обучение» имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как воспитание трудолюбивого и творческого человека, способствует становлению нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности учащегося.

Воспитание – процесс длительный. Но может можно найти ту «ниточку», за которую нужно потянуть, и получить всё и сразу. Нет такого способа, но есть вариант, когда можно попробовать использовать на своем уроке интересы ребенка с воспитательной целью. Ведь современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Несмотря на то, что большая часть учебного времени на уроках отводится практической деятельности учащихся, для формирования их технологической грамотности необходимо уделить время объяснению и закреплению учебного материала. А вот в какой форме это сделать, чтобы было интересно и полезно, продумывает каждый учитель самостоятельно.

На своих уроках обслуживающего труда я постаралась найти и использовать ту точку, на которой строятся интересы современного ребенка – компьютер.

При изучении раздела «Основы приготовления пищи» очень удобно пользоваться гипертекстовыми документами, которые позволяют не только изучить технологическую карту приготовления блюда, но и просмотреть иллюстрации с видом этих блюд, характеристикой составляющих продуктов для блюда, в особенности это полезно при изучении тем «Белорусская народная кухня», что вызывает познавательный интерес учащихся. Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти рецепты для приготовления блюд из различных продуктов, рассмотреть в виртуальной библиотеке виды столовых приборов, принадлежностей и посуды в ассортименте. Электронная таблица Excel помогает провести расчеты составления меню на день с учетом калорийности пищи и наличия витаминов. Проведение практических работ по данному разделу (приготовление блюд, обучение правилам пользования столовыми приборами, сервировка стола к завтраку, обеду и ужину) способствуют воспитанию аккуратности, бережному отношению к продуктам питания, инструментам и оборудованию, соблюдению культуры поведения за столом, ответственности и товариществу, так как работа может выполняться в группах. Создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учащихся размышлять, искать правильные пути разрешения таких ситуаций, что способствует воспитанию культуры общения, внимательности и уважения к другим. Эти формы и методы способствуют осознанию важности значения данных тем и объясняют необходимость изучения предмета.

Хорошим дополнением при изучении тем «Волокна. Производство и отделка ткани» раздела «Основы изготовления изделия», является виртуальная экскурсия на предприятия нашей республики для ознакомления со структурой предприятия и ассортиментом производимой продукции. На уроках регулярно проводится профориентационная работа, где учащиеся знакомятся с миром профессий, требованиями, которые предъявляют профессии к человеку. Это позволяет осознать значимость и ценность труда, сформировать потребность в профессиональном самоопределении, а также приобщить обучающихся к различным видам трудовой деятельности. На уроках с целью профориентации учащихся можно использовать интерактивную систему «Моя профессия», где есть возможность просмотреть полный перечень профессий с их описанием и с содержанием любой профессиограммы. А также осуществить отбор профессий по следующим критериям: раздел; отрасль; образование; квалификация; условия труда; уровень общения; специфика труда; возрастной уровень.

Использование информации в глобальной сети Интернет по теме «Особенности белорусского костюма. Классификация современной одежды», дает возможность учащимся создавать интересные презентации и фотоальбомы с учетом стилей в одежде, подбирать костюмы в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры. При изучении тем данного раздела закладываются основы для формирования художественного и эстетического вкуса, познавательного интереса учащихся к темам предмета, воспитания аккуратности, усидчивости и терпения.

Декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве, помогает формировать художественный вкус. Поэтому важно при изучении раздела «Основы домоводства» с детства знакомить детей с праздниками и их особенностями, культурой поведения в семье и обществе, культурой потребления пищи, нашими белорусскими традициями и народными промыслами, так как это позволит им почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями.

При выборе изделий для украшения жилища в белорусском стиле, учащиеся умело пользуются графическими редакторами для создания схем и мотивов, поиск объектов для изготовления украшений для дома проводят не только на компьютере, а также с использованием планшетов и телефонов. Подобранные изделия обсуждаются в коллективе учащихся, и принимается решение о выборе определенного виды изделия или техники выполнения. Такие формы и методы организации урока позволяют развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус, самостоятельность, воспитывать чувство меры и красоты.

Наблюдая за пятиклассницами можно отметить, что период адаптации уже позади. Они понимают, что от правильной последовательности выполнения технологических операций и усидчивости зависит время изготовления изделия, от качества – зависит вид изделия (фартука, салфетки), поэтому они стараются, для того чтобы получить хорошую отметку, одобрение учителя и родителей. Девочки тщательно выбирают варианты украшения своего фартука из виртуальной коллекции, забытые операции выполнения определенных узлов могут просмотреть в видео-уроке или же получить текущий инструктаж у учителя и продолжить работу. Стеснительные девочки стали смелее и разговорчивее, активные – нашли применение своей энергии в выполнении практической работы и оказании взаимопомощи другим ученицам, творческие – готовят интересные дополнительные материалы к урокам.

Трудовая деятельность учащихся при изготовлении швейных изделий способствует воспитанию дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и работоспособности.

Содержание предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» предусматривает реализацию принципа преемственности с материалом предыдущих классов. В соответствии с принципом систематичности и последовательности содержание всех разделов программы усложняется и конкретизируется, предполагая большую степень самостоятельности учащихся при изготовлении изделий. А это значит, что у учителя есть возможность формирования технологической и графической грамотности учениц в течении пяти лет через воспитание культуры труда, возможность подготовить девочек к роли будущей гостеприимной хозяйки, обогащая их знаниями, развивая умения и отрабатывая навыки выполнения трудовых операций.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит не только в управлении трудовой деятельностью учащихся, а также в воздействии личным примером.

Как видим, в копилке современного учителя-практика огромное множество воспитательных возможностей для формирования и развития качеств личности. Как известно, приобретая новое умение, обучающиеся делают шаг вперед в развитии многих своих способностей. Задача учителя трудового обучения – поставить конкретную цель перед учащимися и в процессе продвижения к ней развивать те качества и умения, которые необходимы для её осуществления.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены