РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Проблемный" ребенок из неблагополучной семьи"

Семенищева С.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11 ст. Старолеушковской Краснодарского края

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В последнее время проблема общения с "проблемными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Таких «проблемных» детей в моей практике было немало. Это были ,прежде всего, «трудные « семьи, где воспитанием сыновей занималась мать, которая была в разводе, а ребенок был «брошен улице».И вот уже четвёртый год я вместе с соцработником, зам.директора по ВР, школьным инспектором, с председателем колхоза, где работает его мать, пытаемся этого ребенка заставить приходить домой вовремя и ночевать дома, а не где придётся. Так было уже много раз.

В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "проблемных" детях?

ПРИЗНАКИ "ПРОБЛЕМНЫХ" ДЕТЕЙ:

1. Уклонение от учебы в следствие:

  • неуспеваемости по большинству предметов,
  • отставание в интеллектуальном развитии,
  • ориентации на другие виды деятельности,
  • отсутствие познавательных интересов.

2. Общественно-трудовая активность:

  • пренебрежительное отношение к делам класса,
  • демонстративный отказ от участия в трудовых делах,.
  • пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

  • употребление спиртных напитков,
  • употребление психотропных и токсических веществ,
  • тяга к азартным играм,
  • курение
  • нездоровые сексуальные проявления.

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

  • грубость,
  • драки,
  • прогулы;
  • пропуски занятий.
  • недисциплинированность на уроках,
  • избиение слабых, младших.
  • вымогательство,
  • жестокое отношение к животным,
  • воровство,
  • нарушение общественного порядка,
  • немотивированные поступки.

5. Отношение к воспитательным мероприятиям:

  • равнодушие.
  • скептическое,
  • негативное,
  • ожесточенное.

Из перечисленных признаков «проблемных» детей большая часть принадлежит Ивану, ученику 4 класса : уклоняется от учёбы, пробовал алкоголь и курит, любит драться, но с младшими, показывая своё превосходство, жестокий, грубый. В беседе с матерью Ивана, рассказывая эти случаи, она не скрывает ,что не может уже с ним справляться дома. С ней разговаривает на повышенных тонах и очень грубо.

ПОЧЕМУ ОНИ СТАНОВЯТСЯ "ПРОБЛЕМНЫМИ" ДЛЯ НАС?

Да потому что "проблемный" ребенок и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие детям , имеют корни в семье.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих таких детей , можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Огромное отрицательное влияние на Ивана оказала семья. Два года назад, когда еще отец Ивана жил в семье, он очень часто приходил домой пьяным и устраивал скандалы, которые переходили в драку с матерью. Затем кулаки отца переходили и на сына. После нескольких бесед школьного участкового с отцом изменений не было. Мною было составлено заявление на имя станичного участкового о том, чтобы приняли меры к дебоширу. Узнав об этом, он собрал вещи и уехал в родные края (за 200км от семьи), оставив беременную жену, которая ждала третьего ребёнка. Через несколько месяцев она родила двойню. И сейчас она воспитывает четверых детей одна. «Проблемный» Иван – самый старший.

Перевоспитание ученика необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяю три типа «проблемной» семьи, что позволяет мне, как классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания:

1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Здесь необходимо заинтересовать мать судьбой своего ребенка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем .

2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить ученика в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях .
Я хочу сказать, что мать педагогически неграмотна. И, зачастую, она не хочет пользоваться теми рекомендациями, которые ей предлагают специалисты школы.

Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто может сам себе, честно и откровенно, поставить "диагноз".

Я предлагаю некоторые формы работы с родителями, которые наиболее эффективны в моей работе:

1. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий .

Во время таких посещений я стала заполнять акты обследования жизни несовершеннолетнего Вотнева Ивана и акты обследования материально-бытовых условий семьи. Все это заполняется в присутствии родителей. Каждый акт прочитывается родителями и подписывается о согласии и верности записей. Таких актов за год собирается много. Привожу примеры таких актов во время моих посещений. (см. Приложение №1)

2. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

3. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Форма работы, в которой всё познаётся в сравнении с другими.

4.Организация совместных досуговых мероприятий.

В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я , как классный руководитель, могу получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Все эти формы работы эффективны, если бы мать прислушивалась к нашим советам, постоянно вела контроль за сыном, а не периодически.

Основными направлениями работы классного руководителя с "проблемными" учащимися являются:

  1. Изучение «проблемных» детей.
  2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
  3. Организация помощи таким детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • ознакомиться с положением ребенка в семье;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье.
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Помощь «проблемному» ребенку, которому я стараюсь уделить как можно больше внимания во время занятий и во внеурочной деятельности:

  1. Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
  2. Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше, чем занятия в одиночку.
  3. Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.
  4. Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.
  5. Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.
  6. Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву.
  7. Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.
  8. Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к этому ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.

За прошедшие 4 года нами проделана огромная работа по «превращению» Ивана из «гадкого утенка в красивого лебедя». Но это только начало пути. Нашим специалистам школы еще много придется приложить усилий, чтобы из него вышел ребенок. Ведь впереди 5-й класс, а это новые учителя, другая обстановка с новым классным руководителем. А на сегодня огромную помощь в работе с Иваном оказывают все специалисты школы: соц.работник, логопед, школьный инспектор и зам.директора по ВР. Предлагаю план индивидуальной работы с Вотневым Иваном. (см. Приложение № 3)

Концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети из неблагополучной семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего:

  1. организацию предупредительной работы с детьми;
  2. укрепление положительных качеств ребенка;
  3. адаптацию его в коллективе сверстников;
  4. педагогическую диагностику.

Цели работы всего педагогического коллектива, соцработника, школьного инспектора:

  1. включение "проблемного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом,
  2. привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей;
  3. нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;
  4. использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям,
  5. формирование у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения.

А свое выступление я хочу закончить высказыванием нашего великого учителя С.Соловейчика: «Ребенок вырастит человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены