РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование учебных интерактивных тестов для обучения детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения в условиях С(К)ОУ

Разнообразны возможности современных компьютерных технологий, они используются во многих сферах деятельности человека, в сфере образования их применение не только возможно, но и необходимо.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важнейшей задачей образования данной категории обучающихся выделяет формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое).

Стандарт направляет образование на:

  • признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
  • признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
  • развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в специальной (коррекционной) школе задачи обучения и воспитания существенно отличаются от задач общего образования, хотя и имеют единую дидактическую основу. Особо следует отметить специфику информатизации образовательного процесса.

Применение специализированных компьютерных технологий, интерактивных презентаций, при работе с детьми с умственной отсталостью, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции и компенсации нарушенных функций. Применение компьютера на уроках – один из путей поддержки у умственно отсталых учащихся положительной мотивации к получению знаний. Это одно из эффективных средств закрепления изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации развивает его речь, активизирует не только мыслительную деятельность, но и все психические процессы в целом. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. В современном процессе обучения все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи итоговой и промежуточной аттестации является тестирование. По мониторингу, проведенному на странице личного сайта (http://gysev-maksim.ucoz.ru ), за небольшой промежуток времени получены следующие просмотры учебных материалов: интерактивные презентации к урокам – 57 просмотров, разработка уроков по столярному делу – 24 просмотра, разработки интерактивных тренажеров – 51, интерактивные тесты – 78. Следовательно, создание интерактивного режима тестирования является актуальной темой для преподавателей, желающих оптимизировать свой труд.

Актуальной остается проблема создания комплекса контрольных оценочных средств, соответствующих программам учебной дисциплины коррекционной школы, а также уровню развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, оптимальным затратам рабочего времени учителя для осуществления контроля знаний. Решением данных проблем может быть создание системы интерактивных тестов.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Задачи, которые необходимо решить учителю для внедрения интерактивной системы тестирования:

  • изучение какой-либо системы тестирования,
  • создание локальной компьютерной сети для тестирования обучающихся,
  • создание системы тестов,
  • выбор режима тестирования,
  • диагностика результатов тестирования.

При электронном варианте тестирования на проверку тестов не будет затрачено дополнительного времени преподавателя, данную работу выполнит за него компьютерная программа, при проверке бумажного варианта времени будет затрачено намного больше.

Ожидаемые результаты применения интерактивной системы тестирования – объективность оценки знаний обучающихся, повышение качества знаний, экономия времени педагога.

Учителя, использующие компьютерное тестирование, уже давно пришли к выводу, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно:

  • Тестирование на уроке не должно занимать более 10 минут.
  • Темп тестирования будет индивидуальным. В среднем по 1 минуте на один вопрос.
  • Необходимо создать максимально комфортные условия для обучающихся.
  • Подготовить тест с наглядными объектами можно в среде PowerPoint. Вопросы могут появляться с гиперссылками на правильные и неправильные ответы.
  • Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько тестов разработан участниками образовательного портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А.Комаровским, Д.Ивановым.

Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью. Остальное программа сделает за учителя: подсчитает количество правильных и неправильных ответов, время выполнения теста. Предусмотрена возможность работы над допущенными ошибками.

Подвести итоги такого тестирования можно гласно, если обеспечить визуализацию тестов. После работы ученика за партой весь класс приглашается к обсуждению итогов тестирования, когда тест демонстрируется на экране.

На мой взгляд, имеющиеся тестеры в среде PowerPoint можно (и нужно!) использовать не столько для индивидуальной работы ученика за компьютером, сколько при ответе учеников у большого экрана или интерактивной доски.

Очень важно, чтобы ученик не просто молча выполнял задание. Будет намного полезнее, если он будет комментировать свои ответы. Или учитель на основе данного теста организует командную игру, когда ответ будет рождаться сообща.

Сам учитель тоже может комментировать, задавать вопросы, «провоцировать» учеников.

Следуя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование интерактивных тестов в специальной (коррекционной) школе на уроках трудового обучения необходимо для выполнения всех принципов коррекционно-развивающего обучения (динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция ВПФ, мотивация к учению) а также удовлетворения особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, как того требует ФГОС О УО (ИН).

Автор:
Гусев Максим Дмитриевич
МКСКОУ г.о.г. Кулебаки, Нижегородская обл.
учитель трудового обучения

Литература:

  1. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. -368 с.
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 2004.- 228 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"http://abanruo.ucoz.ru/spezobr/doki/federac/fgos_umstvennaja_otstalost.pdf
  4. Новая версия конструктора тестов от А.Н. Комаровского http://didaktor.ru/novaya-versiya-konstruktora-testov-ot-a-n-komarovskogo/
  5. Образовательные перспективы интерактивных систем и технологий http://didaktor.ru/obrazovatelnye-perspektivy-interaktivnyx-sistem-i-texnologij/
  6. Классификация методов коррекции (материалы центра «Развитие и коррекция»).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены