РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Межпредметные связи в изучении технологии

Хочу начать разговор о межпредметных связях на уроке технологии. Вот уже несколько лет наряду с технологией я веду уроки изобразительного искусства и давно подметила, что этот предмет, как никакой другой развивает фантазию, пространственное воображение. Прилично рисующий ребёнок, как правило, успешно занимается в составлении технологической карты по технологии, ему легче представить себе изделие, а потом отобразить его в чертеже.

Не устаю напоминать учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Всегда предлагаю полюбоваться текстурой древесины. Обыкновенная сосна, берёза, осина, красивы и неповторимы. Надо только увидеть эту красоту. Подчёркиваю, что роспись на изделиях, выжигании, покрытии лаком также выявляют красоту и прелесть природного материала. Окраска дерева, металла не только защита, но и украшение.

При работе над проектом прошу учащихся обратить внимание на отделку изделия. Более эстетичное изделие и конкурентоспособно, пользуется большим спросом. Подчёркиваю, что отделка занимает сравнительно небольшое время, но значительно улучшает товарный вид изделия. Отсюда вывод для учащихся, что изобразительное искусство нужно не только для развития художественного вкуса, эстетического воспитания, но и для практического применения.

В обучении технологии происходит интеграция технических и художественных начал. Возьмём хотя бы такую важную проблему, как организация работы над проектами. Ученики, особенно 5-7- х классов, ещё не владеют навыками черчения на таком уровне, чтобы воплотить задуманное в чертежах. И волей- неволей они обращаются к рисунку. Конечно, можно скопировать рисунок, что сейчас это часто происходит, но это сужает рамки детской фантазии, воображения. А далеко не каждый учитель технологии может грамотно подсказать, подправить, скорректировать ученический эскиз оформления. И тут на помощь может прийти учитель изобразительного искусства.

Желательно, чтобы учебные мастерские были технически и материально обеспеченны.

Вот пример конкретных связей технологии с изобразительным искусством. На уроке ИЗО ученики разрабатывают форму и делают эскизы оформления разделочных досок. Затем вырезают из картона, бумаги изделие в натуральную величину. Лично я за несколько лет практики убедилась, что эскиз и образец - вещи разные. Выполняем мы и эскизы росписи, выжигания резьбы.

На уроке технологии уточняем формы и размеры изделия, операционные процессы. Роспись красками производится на уроках ИЗО , выжигание, покрытие лаком, морилкой и другими средства в мастерских. По той же схеме мы делаем игрушки в разделе «Моделирование».

Или, например, по теме «наброски с натуры модели домика». Здесь могут быть задействованы технология, ИЗО , математика. Художники говорят, что любую сложную форму можно расчленить на части, в основе которых лежат геометрические тела. У домика главная часть – параллелепипед, крыша - трёхгранная призма, труба – цилиндр или четырёхгранная призма. В мастерской можно и нужно изготовить эти фигуры, соединив их на разборных шкантах, к ним сделать накладные окна, двери, наличники и другие элементы, а на уроках ИЗО расписать вместе с домиком.

Для работы по теме «Красота в жизни и искусстве» и « Рисование с натуры натюрморта» подойдут, например, такие, выполненные учащимися изделия, как поднос, разделочная доска, толкушка , скалка, пасхальные яйца на подставке, подсвечники и т. д.

По договорённости между учителями первоначальные наброски выполняются на уроках ИЗО, а потом обучающиеся выполняют как конструкторы, технологи и реальные изготовители изделий.

Многие на уроке делают брелки. Это изделия, не требующие ценного материала, что очень важно при его дефиците. Можно изготовить брелки из древесины. Особенно хорошо смотрится текстура груши, яблони, берёзы чуть тронутые гниением. Напиленные наискосок, отшлифованные, с медным кольцом из проволоки брелки- сувениры – хороший подарок для детей, да и взрослых. Могут быть использованы и другие материалы: фанера, а также цветные металлы (медь, латунь, алюминий). Для подвески используется нихромовая проволока от вышедших из строя электроплиток, утюгов.

На уроке по теме «Национальные традиции в культуре народа» в 7 классе предлагается ознакомление с искусством орнамента , по договорённости с учителем технического труда речь при этом пойдёт не только об орнаментах в национальном костюме, вышивке, как предлагается в программе, но о применении их в чеканке, резьбе по дереву, украшение точёных изделий. Для этого разрабатываются различные варианты орнаментов. А в мастерских мы приступаем к их воплощению в изделиях.

На уроках ИЗО « Мы юные краеведы и этнографы» выполняются эскизы строений с деталями народного творчества. И конечно, где, как не в мастерской их можно изготовить из фанеры, тонкой досточки, с накладными элементами украшения для обрамления окон, конька крыши на круглых вставных шипах, чтобы учитель ИЗО мог монтировать и менять варианты.

Или возьмём тему урока «Рисунок натюрморта с предметами быта». Опять же предлагаем составить натюрморт из предметов, изготовленных в мастерских. Это разделочные доски, толкушки, точёные вазочки, солонки и другие аналогичные предметы. И главное при этом не обойти воспитательную сторону, упомянув, что доска выполнена, например, Ваней Петровым, за что он законно заработал дополнительную оценку по ИЗО.

Нельзя обойти вниманием и связи технологии с русским языком. Надо обращать внимание на произношение и написание новых слов – терминов, название инструментов, приспособлений, механизмов, станков.

Положительный результат для запоминания терминов и правильности их написания, активизация учебного процесса даёт применение кроссвордов. Ребята с большим интересом их отгадывают, особенно, когда это проводится в форме соревнования. Проблема межпредметных связей неисчерпаема. Конечно, для их осуществления нужно приложить определённых усилий.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены