РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема работы над стилизацией в изображениях детских рисунков младших классов

Максимова Ирина Юрьевна

1. Введение. Актуальность данной темы.

Статья написана на основе собственного педагогического опыта, основываясь на наблюдениях за детьми, за их творчеством, за проявлением их творческих способностей, посредством стилизации в рисунках.

Я считаю, что мой опыт работы может быть использован преподавателями не только ДШИ и ДХШ, работающим по программам ФГОС, но и на уроках в общеобразовательных школах и других детских учреждениях художественно - эстетической направленности.
Давайте обратим внимание на рисунки детей, они уже сами по себе являются стилизаторами изображений. Ребёнок передаёт увиденное и желаемое так, как может.

Вот что говорят психологи:

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей - «пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую в начале на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3, 5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются, одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
Приходя на занятия в школу в семь лет, ребёнок уже имеет небольшой багаж каких-то знаний и умений, который нам предстоит дополнить и расширить.

Данная работа, рассматривает индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста их подход к рисованию стилизованных элементов. Основной задачей становиться приучение детей к правилам

Цель и задачи педагога, направить творческую деятельность ребёнка в правильное русло. Научить, правильно изображать желаемое, если стоит задача стилизовать, правильно упрощать и трансформировать, декорировать форму. Способствовать более эффективному приобретению теоретических знаний, умений и навыков, необходимых, для формирования более развитого мышления и творческой индивидуальности учащегося.

Проблема состоит в том, что нынешнее поколение мало читает, их внутренний мир пуст, он наполнен изображениями уже созданными взрослыми людьми, подчистую не лучшего качества.

Поэтому стоит проблема развивать чувства композиции, чувства гармонии при восприятии мира. Такая проблема, очень актуальна. Развитие умений стилизовать позволяет ребёнку замечать прекрасное и безобразное в жизни, в искусстве, понимать и видеть гармонию окружающего мира.

В процессе развития умений стилизации совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Стилизация - это изменение и декорирование реальных вещей в определённом стиле, произвольном или заранее заданном.

Стилизация - (от франц. Stylization, от style- стиль)- подражание внешним формам какого – либо определённого стиля. Стиль - наиболее общая категория мышления, характерная для определённого этапа исторического развития. Поэтому проблема развития умения стилизации, чувства композиции, чувства гармонии при восприятии мира очень актуально. Развитие умений стилизаций позволяет ребёнку замечать прекрасное и безобразное в жизни, в искусстве, понимать и видеть гармонию окружающего мира.

Стилизация упрощённый чёткий контрастный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощённость, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка.

Роль стилизации - как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно прикладного искусства, которое без стилизации не будет отвечать современным, эстетическим требованиям.

На уроках ИЗО, в блоках декоративно - прикладного искусства, необходимо воспитывать любовь и уважение к традициям, развивать чувство патриотизма и интерес к творчеству.
Стилизация - это очень интересный процесс, развивающий фантазию, воображение, наглядно-образное мышление человека.

2. Основная часть. Методы и приёмы

На начальном этапе обучения школьников, большое количество часов программы, по изобразительному искусству рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации отдано разделу декоративно прикладного искусства (ДПИ).

Создание художественного изделия имеющих практическое, утилитарное назначение, основанное на приёмах работы народных ремесленников, разработано по своим техникам исполнения.

Особенности ДПИ в начальной школе даёт возможность получить представление о роли искусства в жизни человека и органической связи с природой.

Стилизация - ключевой приём в работе мастера. Стилизация это передача обобщенной чёткой форме, в основе которой лежит: пятно, линия, штрих, без передачи объёма. А цвет используется локально и контрастно.

Основной целью стилизации считается преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект, в ущерб реалистичности и правдивости. Лучшими стилизаторами называют детей. Они способны упростить сложный рисунок, передать ему чёткую, яркую форму. Им намного сложнее перерисовать в точности реалистичное изображение, передав конструктивность и точность переходов в цвете.

Выполняя стилизацию проявляется индивидуальный характер где авторское видение ребёнка переплетается с особенностями его выражения восприятия явлений, объектов, где результат имеет такие черты как, обобщённость, геометричность, красочность, символичность, чувственность, простота формы, динамичность, контраст, ритм.

На уроках ИЗО, учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем.

Особое значение имеет комбинаторная основа знаний, их разнообразие, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика, дифференциация на уровне сложности выполнения и овладения навыками проектного мышления и навыками проектной деятельности. Поэтому тему стилизация нужно вводить блоками, а не одним занятием, что бы ребёнок мог полностью погрузиться в тему, поэтапно, пошагово рассматривая, изучая объект работы, выполняя поставленные перед ним задачи, собирая упрощённые, стилизованные формы в композицию.

Алгоритм выполнения практической работы – проектной задачи, разработанный для учащихся младших классов:

  1. Выбор и работа над реалистичным изображением. (Срисовывание с реалистичного изображения, передача его формы и цвета.)
  2. Стилизация формы, переработка реалистичного в упрощённое.
  3. Продумывание над заполнением формы, на выбор учащихся заполнение либо цветом. Либо графическими элементами.
  4. Используя упрощённое стилизованное изображение, разрабатывается декоративная композиция.
  5. Работа цветом или графическими приёмами над композицией.
  6. Выставка работ, как подведение итога.

3. Вывод

Исследуя и наблюдая за детьми младшего школьного возраста, приходим к выводу, что это самый благодатный возраст для работы над стилизацией. В этом возрасте дети ещё не скованы и не закомплексованны, они хорошо идут на контакт с учителем, легко включаются в работу. Их фантазия и воображение помогают делать работу более интересной, разнообразной. Единственный минус этого возраста, это качество исполнения. Моторика детских рук не до конца развита, не у всех детей работы получаются аккуратно. Поэтому на уроках ИЗО, полезно чаще давать разнообразные упражнения: на фактуру, на закрашивание формы, на рисование линией, точкой, пятном.

Упражнения должны включать в себя работу не только графическими материалами: карандашами, фломастерами, гелиевыми ручками, но и пастелью, разными красками: акварелью, гуашью, темперой.

Подводя итоги по данной теме, отметим, что стилизация способствует созданию нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.
Работа над стилизацией помогает развивать образноассоциативное мышление, художественный вкус и творческие способности учащихся.

4. Литература, ссылки.

  1. Сибирский семейный сайт Sibmama https://sibmama.ru/detskie-risunki.htmhttps://sibmama.ru/
  2. Стилизация в композиции, как средство развития дизайнерского мышления и индивидуальных творческих способностей учащихся. Автор: Шарунова Марина Владимировна
  3. Панксёнов Г.И. Живопись, форма, цвет, изображение//Высшее профессиональное образование центр, /Издательский центр «Москва 2008»
  4. https://infourok.ru/tehnologicheskie-aspekti-obucheniya-mladshih-shkolnikov-izobrazitelnomu-iskusstvu-cherez-stilizaciyu-1327528.html Технологические аспекты обучения младших школьников изобразительному искусству через стилизацию.
  5. https://urok.1sept.ru/articles/507720
  6. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены