РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Путь организации проектной и исследовательской деятельности школьников

Современное образование постоянно изменяется, внедряются новые технологии, методики, приёмы. В условиях перехода современной школы на Федеральный государственный образовательный стандарт важно мотивировать школьников к познанию, развитию, самосовершенствованию через информационно-познавательную, исследовательскую и проектную деятельность. Каждому педагогу необходимо продумать содержание образовательного пространства для успешных личностных, метапредметных, предметных достижений освоения программы выпускниками школы для дальнейшего профессионального самоопределения.

Работая учителем информатики в средней общеобразовательной школе на протяжении двадцати лет, искренне признаю, что мой педагогический путь организации проектной и исследовательской деятельности был долгий и не всегда успешный. Было и отчаяние, что мои ученики не стали победителями и лауреатами научно-практических конференций, и радость победы, и успех, и искреннее признание моих учеников.

На мой взгляд, для того, чтобы были успешными наши ученики, педагог должен много и честно трудиться. Педагог должен всегда учиться новому, полезному для образования детей, самосовершенствоваться, самообразовываться, самореализовываться. В современном информационном пространстве имеются образовательные сайты (ФИПИ, Фоксфорд.ру, 1сентября.рф, school-collection.edu.ru, interneturok.ru, методкабинет.рф), педагогические сообщества (pedsovet.org, https://www.uchportal.ru/, http://metodsovet.su/, Путеводитель сетевых проектов Кемеровской области), международные образовательные научно-практические онлайн конференции, вебинары, мастер-классы, практико-ориентированные семинары, .школьные и городские предметные методические объединения, - всё это позволяет педагогу расширить возможности для проектной, исследовательской, творческой деятельности, провести более продуктивные уроки, организовать интересную внеклассную работу. Для создания информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС, осознания умений и качеств человека XXI века, организации проектной и исследовательской деятельности школьников педагогу полезно участие в серии тематических тренингов Intel “Элементы”: “Метод проектов”, “Методы оценивания в классе XXI века”, “Методы сотрудничества в классе XXI века”, “Исследования на уроках естественных наук”, “Критическое мышление при работе с данными”.

Всё, что полезное познал педагог необходимо внедрять в образовательный процесс и распространять собственный опыт в области повышения качества образования, участвуя в деятельности педагогических порталов, сообществ, форумах. Для организации проектно-исследовательской деятельности школьников были созданы: персональный web-ресурс http://inforecurs.ucoz.ru (создан 2010г.), блог “Клуб исследователей” http://iccledovanie.blogspot.com (создан 2014 г.).

Основная роль блога «Клуб исследователей» - это вовлечение в исследовательский процесс талантливой, научно-педагогической, инженерной молодежи для поиска новых знаний с последующим применением на практике, оказание помощи при подготовке к научно-исследовательским конференциям, возможность открытого диалога.

На платформе блога «Клуб исследователей» проводятся дистанционные мастер-классы для педагогов города «Путь исследования». В ходе работы мастер-класса педагогами города изучаются структурные элементы исследовательской работы, осваиваются различные сервисы google для организации исследования и создаются электронные пособия, некоторые из которых размещены в депозитарии Кемеровской области и сайтах, работающих по проблемам педагогики.

На страницах блога «Клуб исследователей» проводятся дистанционные мастер-классы "Сетевое взаимодействие обучающихся: С малой удачи начинается большой успех!" среди обучающихся школы и города. В ходе работы ребята знакомятся со структурой выполнения исследовательской работы, осваиваются с различными сервисами google для сетевого взаимодействия и создают групповые исследовательские проекты. Статистический постер, созданный в рамках мастер-класса "Сетевое взаимодействие обучающихся: С малой удачи начинается большой успех!"  команды МБОУ СОШ №19 г. Белово стал победителем регионального этапа международного конкурса ISLP статистических постеров среди школьников в 2014-2015 учебном году. Исследовательская работа «Нано сегодня», начатая в рамках мастер-класса, стала победителем в VIII Международной научной конференции "Инновации в технологиях и образовании" (филиал КузГТУ г. Белово), 2015 год.

Педагогу важно интегрироваться и сотрудничать с коллегами других предметных областей, вместе продумывая, что интересно и полезно ребятам. Совместная продуктивная работа с учителями литературы и русского языка, английского языка, биологии, изобразительного искусства при организации творческой, проектной, исследовательской деятельности школьников дала хорошие результаты. Позитивные результаты: Городская конференция научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги», 2014 г., победитель; Городская конференция научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги», 2015 г., победитель; Муниципальная конференция исследовательских, проектных, творческих работ «Исследование. Компьютер. Творчество», 2015 г., лауреат; IX Международная научная конференция «Инновации в технологиях и образовании», КузГТУ, 2016 г., победитель; II городская открытая научно-практическая конференция городского отделения Общероссийской МАН "Интеллект будущего", 2016 г., победитель; XI Международная научная конференция "Инновации в технологиях и образовании", КузГТУ, 2018 г., победители.

Для вовлечения учащихся 7-11 классов во внеклассную познавательную проектную деятельность создан сайт интегрированного сетевого проекта “Секреты нанотехнологии” https://sites.google.com/site/sekretynano (создан 2015 г.; Лауреат конкурса учебных и социальных проектов-2015 по международной инновационной образовательной программе Intel "Обучение для будущего"). Проект направлен на расширение знаний о нанотехнологии, разумного использования их в повседневной жизни. В ходе реализации проекта участники проекта работают с различными ресурсами сети Интернета индивидуально, в группах и коллективно; находят ответы на проблемные вопросы проекта. Участвуя в проекте учащиеся узнают об истории, возникновении, перспективах и последствиях развития нанотехнологии, создают электронные продукты, получают массу положительных эмоций, исходя из отзывов участников проекта.

Созданные проекты: сетевой проект “Песни нашего детства” (2016 г.) - результат тесного сотрудничества с учителем музыки, и сетевой проект “Занимательная гимнастика ума” (2017 г.) - результат продуктивной работы с учителями математики, систематически проводятся в информационном образовательном пространстве и вызывают искренний интерес школьников к данным сетевым ресурсам.

Главное, необходимо помнить, что грамотно организованная образовательная среда школьников формирует у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться, а главное, самоопределиться и спроектировать послешкольный образовательный маршрут для успешной будущей профессиональной деятельности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены