РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Как презентовать свой проект (что надо знать о выступлении на публике)

Волкова Татьяна Михайловна,
учитель, гимназия 406 СПб

Проектная и исследовательская деятельность учащихся завершается оформлением результатов и выступлением (презентацией своей работы). И на этом этапе очень важно грамотно и уверенно завершить свою работу. Как показывает практика, от качественной презентации зависит призовое место выступающего. Вследствие этого, я рекомендую посвятить данному процессу достаточно времени, чтоб достичь определенного совершенства.

Существует «три кита» любого выступления. Оно должно быть эмоциональным (выступающий должен «достучаться» до сознания и сердца слушающих). Во-вторых, выступление должно обладать новизной (именно она позволяет действенно привлечь внимание). И третье – это незабываемость (нужно подобрать и создать такие яркие впечатления, которые затрагивали бы несколько каналов восприятия).

Одно из важных моментов любого выступления – это проработка волнения перед выходом на публику, необходимо акцентировать на этом внимание и научить ребят преодолевать такое состояние. Волнение мешает, не дает сконцентрироваться и собраться. Встает вопрос: как избавиться от него? Многие пьют успокоительные таблетки, делают дыхательную гимнастику… . Существует целый ряд практик, отвлекающих человека от нервного напряжения. Большинство из них подавляет, затормаживает, а иногда и отупляет. Пытаемся разобраться в самой причине этого психического процесса. Зачем человеку волнение? Это защитная реакция, ведь выступающему приходится одному выходить перед большой группой неизвестных ему людей, и срабатывает действие симпатического отдела вегетативной нервной системы.

У большинства людей занижена самооценка, поэтому психологи выделяют один из действующих способов преодоления страха выступления – притвориться «хорошим» оратором.
Еще один противоположный способ – признаться в волнении (позволить себе поволноваться, искренне сознаться в этом).

Я предлагаю ребятам рассмотреть ситуацию и заострить внимание на следующих особенностях высшей нервной деятельности. При тренировке выступления, нужно использовать знания о функционировании нашего мозга.

Центр удовольствия – это общий термин для ряда структур мозга, стимулирование которых приводит к чувству наслаждения. Если рассматривать в упрощенном варианте – центр удовольствия состоит из трех зон. Два ядра из них относятся к древним (вызывают животные наслаждения, связанные с телом), и формируются в них ощущения без особого труда. Третье ядро – это центр «человеческих» удовольствий, эволюционно возникший позже и реализуется он только в ситуации преодоления. Самое серьезное препятствие для человека – это он сам.

Публичное выступление – это всегда испытание для психики. Оно имеет естественное природное сопротивление. Человек, вышедший перед публикой, достоин похвалы, так как он преодолел свою природу. Два ядра в его мозге «тянули» на диван, но он преодолел себя, он совершил подвиг! Он продвинулся вперед, он самосовершенствуется. В результате выступления, преодоления некомфорта, человек получает удовольствие. Таким образом, приучая детей преодолевать страх и волнение, мы учим их получать высшее интеллектуальное удовлетворение. Выступление перед публикой – это не банальная, не рутинная деятельность.

Пересмотрев и перечитав известных ораторов, пришла к выводу, что большинство из них не рекомендуют подавлять волнение, а предлагают использовать прием «маятника» - переход из состояния дискомфорта в состояние наслаждения. Получив удовольствие после выступления, человек стремится попасть в такую же ситуацию. И если предлагать этим ребятам новый проект, то качество выступлений становится целью. Что бы не получить психологическую травму, выступление нужно подготовить заранее и потренировать его.

Дальше в этой статье я дам рекомендации, как я готовлю своих ребят к презентации своего проекта. Любое выступление состоит из трех составляющих:

  1. Вступление. Всегда начинаем с чувства благодарности публике, благодарим присутствующих, жюри, необходимо делать комплименты людям, которые тебя слушают. Можно рассказать какой-то удивительный факт из истории своего проекта, дать анонс выступления, самопрезентовать себя.
  2. Основная часть. Разделить материал на четкие логические части, по возможности упростить и сжать.
  3. Заключение. Не забыть о пожеланиях аудитории, поблагодарить за активность, если предполагается интерактивная работа, подвести итоги, дать рекомендации.

В заключении хочу дать некоторый алгоритм действий по подготовке выступления для учащихся:

  1. Настроить себя на успех (самонастройка).
  2. Заранее определить свою аудиторию, познакомиться с жюри. Узнать где будет выступление и когда.
  3. Точно знать цель своего выступления.
  4. Продумать свой индивидуальный стиль, креативные решения. Придумать нестандартные элементы подачи материала.
  5. План выступления должен состоять из 7 пунктов (оптимальное разделение)
  6. Строго придерживаться лимита времени.
  7. Отрепетировать выступление столько раз, сколько это необходимо.
  8. Провести генеральную репетицию.
  9. Перед выступлением нужен отдых.

Литературные источники:

  1. Галло Кармин «Презентация в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений» пер. с англ. М. Альпина Паблишер, 2018
  2. Наталья Грейс «Секреты убеждения. Риторика. Память. Интеллект» Концептуал. 2019
  3. Гандапас Радислав «К выступлению готов». Манн, Иванов и Фербер. 2014
  4. Авторский курс Аннеты Орловой Самопрезентация без комплексов.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены