РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности валеологического воспитания детей дошкольного возраста

Воронина С.В.,
воспитатель
МБОУ СОШ № 10

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии, должным образом, усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологических и социальных проблем в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведет к положительным результатам.

Для того, чтобы понять, что такое валеологическое воспитание необходимо рассмотреть понятие: валеология. Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им. Применительно к дошкольному образованию валеология ставит целью обучение детей с нарушением зрения основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Валеологизация педагогического процесса в ДОУ является на современном этапе важной задачей, актуальность которой усиливается прогрессирующих ухудшением здоровья детей дошкольного возраста на фоне рискогенных факторов образа жизни и снижения возможностей профилактической медицины. Эффективность валеологического сопровождения в настоящее время снижена за счет недостаточного уровня валеологической грамотности и активности субъектов педагогического процесса в ДОУ. Большинство сотрудников ДОУ и родителей имеют проблемы, связанные с нездоровым образом жизни.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей с нарушением зрения.

Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красотой окружающего мира, его красками. Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни — изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, но снижением физической, появлением компьютеров и других «благ» цивилизации. По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При валеологическом воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках. Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку»[7]. Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Концептуальной основой нашей педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого будет необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду – пространство самореализации;
  • помочь ребёнку с ОВЗ накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника с нарушением зрения включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация валеологического образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья воспитанников, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Включение дошкольников с ОВЗ в реальную деятельность по укреплению и сохранению собственного здоровья позволяет нам говорить о здоровьесберегающей деятельности самого ребенка.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

  • физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»);
  • соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);
  • психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);
  • нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 2007. С. 151.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М., 2004.
  3. Береснева З.И. Здоровый малыш. М, 2004.
  4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2010. С. 160
  5. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М, 2003.
  6. Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М, 2000.
  7. Нагаева Т.И., Нарушение зрения у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 4.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены