РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

В наше время особо актуально сохранение здоровья учеников, поскольку многие дети приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, различные заболевания). Здоровьесбережение в учебном процессе выходит на первый план, особенно в условиях реализации ФГОС.

«Здоровье это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. [3] Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного национального направления, что указано в национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах. Важное значение имеет ориентация на здоровьесбережение уже в начальных классах. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья.

Факторы рисков, снижающих здоровье учащихся на уроке, а также разрушающего влияния обучения на здоровье и развитие школьников подразделяются на:

  • гигиенические условия (недостаточная освещенность рабочих мест учащихся, недостаточный воздухообмен в классном помещении; шум, размер помещений, дизайн, цвет стен и т.п.);
  • психолого-педагогические факторы (чрезмерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки; стрессирующая среда на уроке; авторитаризм учителя; неспособность школьника справиться с учебной нагрузкой, вследствие игнорирования учителем индивидуальных особенностей школьников и механизмов развития психики; неприятие ученика детским коллективом; чрезмерная длительность урока и отдельных видов учебной деятельности). [2]

Решение проблемы ухудшения здоровья учеников предлагает Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. [1]

Наиболее известна технология режима «динамических поз». Она предполагает использование настольной конторки, которая позволяет работать стоя. Вместе с этим целесообразно применять массажные коврики, на которых дети стоят в носочках. Самый главный момент в системе Базарного – убрать обездвиженный образ жизни ребёнка во время обучения. Следует обеспечить двигательную активность ребёнка. Это происходит за счёт расположения столов, потому что для каждого ученика требуется свободное пространство. Нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

Использование массажных ковриков улучшает общее состояние, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является великолепным средством от плоскостопия. На ковриках дети не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания, движения, переступания.

Для повышения работоспособности учащихся и снижения утомляемости В. Ф. Базарный предлагает строить занятия в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Это происходит, когда для поиска ответа на вопрос учителя дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Ученикам требуется встать, подойти, найти требуемый результат. При этом меняется статическая поза и повышается познавательный интерес к предмету.

Для ребенка от 6 до 17 лет пребывание в учреждениях образования составляет более 70% времени его бодрствования. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.

Список литературы.

  1. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практ. пособие / В. Ф. Базарный. — М. : АРКТИ, 2005. — 176 с.
  2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод, рек. по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
  3. Мотуренко Н.В. Использование современных образовательных технологий. Журнал «Завуч» №2, 2007.
Калиш Юлия Владимировна20.07.2014 24990 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar