РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Игра на уроках обществознания

Обучение предмету обществознания это обучение не только теории данного предмета, но и обучение практической части, как данную теорию можно применить на практике.

Цель обучения данной дисциплины состоит в том, что бы помочь обучающимся достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое обществознание, начинают чувствовать важность данного предмета и необходимость обучения.

Достижение этой цели обеспечивается на каждом занятии, методикой предусматривающей активное участие и взаимодействие учащихся. Одним из методических приемов который я использую на уроках обществознания – это ролевая игра.

Ролевая игра – это маленькая пьеса разыгрываемая учениками. Ее цель - оживить обстоятельства или события знакомые учащимся. Ролевая игра может повысить понимание ситуации вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.

Например, игра «Ограбление», играя роль потерпевшего можно понять каково, быть жертвой преступления. При проведении игры я задействую следующий алгоритм:

  • Определяю проблему, которую будет иллюстрировать данная игра.
  • Определяю ситуацию и действующих лиц.
  • Вместе с обучающимися решаю, сколько человек будет участниками, а сколько наблюдателями.
  • Ставить ли игру всем классом или одновременно маленькими группами.

Так же необходимо решить в какой форме будет представлена ролевая игра.

  • Как рассказ, где рассказчик описывает ситуацию, а остальные участники от имени своих персонажей рассказывают что произошло дальше.
  • Как инсценировка, где действующие лица взаимодействуют и придумывают диалог по ходу действий.
  • Как инсценированный суд, где учащиеся представляют себя свидетелями, дающими показания.

Во время ролевой игры может быть полезно в какой то критический момент остановить действие и спросить учеников и наблюдателей что происходит, а затем попросить группы разыграть концовку игры, различные варианты окончания ситуации.

После окончания игры важно, что бы обучающиеся подумали о том, что только что произошло, что бы игра была не просто упражнением, но и познавательным опытом.

При планировании ролевой игры надо обязательно оставить время в конце, для того чтобы закрепить цель и познавательную ценность занятия.

Например, если ролевая игра заключается в инсценированные суда со свидетелями, для увеличения познавательной ценности занятия можно попросить учеников вынести приговор, а затем обсудить его и то, как он был вынесен. Если ролевая игра прошла неудачно, спросить учеников, как это можно исправить, если хорошо ее можно представить вей школе, с объяснением темы.

Иногда игра имеет довольно сложный сюжет и тогда необходимы соведущие. Например, игра «Золотоискатели» которая, содержит несколько сюжетных линей. Для проведения данной игры в этом году я привлекла студентов 3 курса исторического факультета. Возможно, также использовать настольные игры.

И сейчас я остановлюсь на одной из таких игр более детально. Игра называется « Вынужденная посадка на Мобиусе».

Начало игры:

На маршруте «Земля-планета Фанфария» туристический космический корабль «Войаже» попал в метеоритную бурю. Корабль получил серьезные повреждения, отказали все системы связи и не было возможности послать сигнал бедствия. Пилоту удалось совершить аварийную посадку на ближайшей планете «Мобиус». Планета эта почти не исследована, но те, кто остался в живых, знают, что она имеет кислородную атмосферу, подобно земной, и что путешественники , побывавшие на ней ранее, установили спасательный маяк на северном полюсе Мобиуса. К сожалению, «Войажер» потерпел аварию на противоположном полюсе. Путь к маяку может занять несколько месяцев. Вы находитесь среди большой группы уцелевших людей, которые начинают свой путь к маяку. Вам удалось спасти кое-какие запасы продовольствия и предметов первой необходимости, но на пути к маяку возникает ряд ситуаций требующие вашего совместного решения. Если эти проблемы не будут быстро разрешены, может пострадать вся группа, и вы никогда не дойдете до маяка.

И сейчас мы увидим, как у групп сформировано рефлексивное умение, умение соблюдать правила. Итак, правила.

  1. группа выбирает ситуацию.
  2. читает ее вслух,
  3. после этого все группы обсуждают ситуацию 10 секунд и приняв решения 1 человек из группы подходит к доске и закрашивает квадрат либо «А» либо «Б».
  4. Если группа выбирает ситуацию, «А» то закрашивается 1 квадрат
  5. Если группа выбрала ситуацию «Б» то тогда закрашивается 2 квадрата и группа идет быстрее.

1 карточка

Одна женщина из вашей группы любит петь. К сожалению, она поет все время. Некоторые не возражают, но других это бесит. Вы

А. Ничего не делаете и позволяете ей петь когда она хочет.

Б. Требуете чтобы она не пела, когда рядом находятся другие люди.

Группа читает ситуацию, обсуждают ее и закрашивают квадраты.

Какие навыки мы формируем в процессе данной деятельности?

  • Навыки работы в сотрудничестве.
  • Умение коллективного планирования.
  • Умения принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Менеджерские умения и навыки
  • Умение планировать деятельность, время и ресурсы

2 карточка.

Несколько человек, получившие ранения во время крушения, замедляют продвижения вперед. Вы опасаетесь, все запасы продовольствия будут потрачены, прежде чем вы сможете добраться до маяка. Вы

А) Замедляете темп и рискуете жизнями других?

Б) Оставляете их возможно на гибель?

Какие навыки мы формируем в процессе данной деятельности?

  • Поисковые умения.
  • Умение находить несколько вариантов решения проблем
  • Умение устанавливать причинно - следственные связи.

3 карточка.

Возникли разногласия по поводу лидерства в группе. На выслушивания мнения каждого члена группы теряется много времени. Вы

А) Поддерживаете систему, позволяющую каждому высказывать свое мнение?

Б) Голосуете за одного лидера, способного принимать быстрые решения?

Какие навыки мы формируем в процессе данной деятельности?

  • Коммуникативные умения.
  • Умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.

4 карточка

Между двумя людьми в вашей группе возник спор . Они собираются подраться сегодня вечером. Вы

А) Позволяете им устроить драку?

Б) Не допускаете драки, чтобы не присоединились другие?

Группа читает ситуацию, обсуждают ее и закрашивают квадраты на доске.

Какие навыки мы формируем в процессе данной деятельности?

Коммуникативные умения, рефлексивные умения. Умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний

5 карточка

Группа находит пруд наполненный бледно-зеленой жидкостью. Она имеет необычные свойства: улучшает настроение людей; но некоторые пьют слишком много что делает их ленивыми. Вы

А) Позволяете им пить эту жидкость?

Б) Запрещаете им пить из прудов?

6 карточка

Один из лидеров группы заболел и нуждается в переливании крови. Несколько человек имеют туже самую группу крови, но никто не изъявляет желание дать кровь из боязни получить заражение крови. Вы

А) Позволяете людям отказываться, если они хотят?

Б) Заставляете людей сдать кровь?

7 карточка

Кто-то стал воровать. Одну женщину застали в тот момент, когда она брала деньги из сумки. Вы

А) Наказываете ее за одно преступление, которое она, как вы знаете, совершила?

Б) Наказываете ее очень сурово, дабы это послужило уроком остальным?

Коллеги, огромное спасибо за ваше активное включение в деятельность, давайте посмотрим итог пути вашей группы.

Как вы уже поняли если вы выбираете вариант «А» вы двигаетесь быстрее. Но если вы больше выбирали вариант «Б» вы двигаетесь медленней, но ваша команда в более полном составе дойдет до маяка и больше людей останется в живых.

И вот здесь у нас есть возможность это обсудить и поговорить с учениками о том какой путь лучше.

Сегодня в образовании многое меняется, но мне хотелось бы уважаемые коллеги чтобы, говоря о новой парадигме и новых методах преподавания мы не забывали бы о главном, о том какой путь выберет ребенок в соей жизни и какую роль мы в этом играем каждый день. Хочется вспомнить фразу Конфуция который сказал ее много лет назад. «Самое прекрасное зрелище на свете это вид ребенка уверенно шагающего по своей дороге, после того как вы показали ему путь».

Литература:

  1. Беляков Е. А. 365 развивающих игр. — М., 1992. — 260 с.
  2.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967. — 310 с.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. — М., 2000. — 270 с.
  4.  Короткова М. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. — М., 2003. — 250 с.
  5.  Платонов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991. — 210 с.
  6. Федорчук И. А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998. — 260 с.
  7. Кадралиева М. А. Использование дидактических игр на уроках обществознания в 5-х классах // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 292-294. — URL https://moluch.ru/archive/73/12399
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.