РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе

Готовясь к уроку, я задаю себе вопрос: зачем, или с какой целью, я использую тот или иной материал, подаю информацию именно таким способом, подбираю уровень сложности.

Действительно, классические сорок пять минут занятия пролетают, и надо успеть научить, ведь следующий урок – это уже другая тема, а с чем обучающийся выйдет из школы сегодня, отвечаю я, учитель. И с чем выпускник пойдёт в жизнь, это тоже моя сфера ответственности. Вот поэтому для меня так важен метапредметный подход в обучении школьников. Как применять сейчас и применить в будущем знания, полученные на уроках русского языка и литературы? Об этом я задумываюсь каждый раз, когда иду на урок.

Хочу отметить сразу, что в этой небольшой статье я расскажу лишь об элементах метапредметности на моих традиционных уроках. Так как понятие «метапредметность» очень широкое, не ставлю перед собой задачу охватить весь спектр достаточно сложного понятия.

Одним из примеров метапредметного подхода к обучению является подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» в пятом классе.

Первый этап - урок знакомства с картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Его я начинаю с вопросов:

- «Мороз и солнце: день чудесный!..»

Ребята, кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)

- Какие стихотворения о зиме вы знаете ещё? (С.А. Есенин «Поёт зима, аукает», «Белая берёза», И. Суриков «Белый снег, пушистый в воздухе кружится», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»)

- Какая зима в нашей местности? Чем она интересна?

- Кто из вас наблюдал за падающим снегом? Каков он? (Мягкий, липкий, пушистый, белый, плавно опускается на землю)

Конечно, пятиклассники с удовольствием включаются в беседу, отвечая на простые и понятные для них вопросы.

- Для кого из вас зима – любимое время года?

- А знаете ли вы художников, которых зима вдохновляла на творчество?

Если ребята затрудняются ответить, помогает подготовленный ученик, используя видеопроектор.

(А. Пластов «Первый снег», В. Поленов «Ранний снег», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Вельц «Иней»)

- Одним из пейзажистов, писавших зиму, был Игорь Эммануилович Грабарь. Репродукция картины этого автора есть во вкладыше учебника.

- Рассмотрите репродукцию и послушайте музыкальную пьесу «Февраль. Масленица» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Подготовка к знакомству с репродукцией ориентирована на развитие гуманитарных качеств личности, то есть на субъективные (имеющие собственную позицию) и личностные знания (закреплённые в структуре личности), с опорой на диалогичность (здесь – полилоговость). Использованы межпредметные связи (литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка), актуализация полученных ранее знаний, рефлексия по поводу личных переживаний, вызванных зимним временем года и его эстетическим восприятием. Таким образом я пытаюсь формировать у моих учеников целостное представление о мире.

Целеполагание, лексическая работа с заполнением таблицы, работа с понятиями: «переносное значение слова», «эпитет», «метафора», «композиция», работа с толковым словарём, конструирование предложений по заданным схемам, составление плана сочинения – метапредметные элементы урока по картине И.Э. Грабаря, направленные на развитие базовых способностей школьников: мышления, воображения, самоопределения, речевых.

Второй этап подготовки к написанию сочинения – посещение Третьяковской картинной галереи с целью знакомства с оригиналом.

Проживая в ближнем Подмосковье, мы имеем такую возможность. Наблюдая за восприятием учащимися оригинальной работы, я каждый раз прихожу к убеждению, насколько сильным является воздействие настоящего искусства на личность ребёнка.

С точки зрения метапредметного подхода, я думаю, методика позволяет достичь цели – путём сравнительного анализа (репродукция – картина) развивать представление детей о многообразии мира, формировать у них понимание того, какими способами нужно овладеть для получения новых знаний.

Третий этап работы – написание сочинения по впечатлениям от увиденного.

Хотелось бы отметить, что творческие работы тех ребят, которые имели возможность увидеть картину «вживую», намного содержательнее, богаче по словарю и эмоциональной окраске.

На уроках литературы мы чертим схемы, делаем сравнительную характеристику героев произведения, отражая собранный материал в таблице. Тем самым дети учатся быть внимательнее к слову как средству коммуникации, приобретают навык аналитического мышления. Предлагаю в качестве примера часть таблицы «Характеристика крестьянских детей», составленной на уроке литературы в шестом классе по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг».

Персонаж возраст портрет Семья, положение одежда почему попал в ночное характер история

Костя 10 Имел задумчивый и печальный взор. Всё лицо было невелико, худо, в веснушках. Чёрные… глаза. Он был маленького роста, сложения тщедушного. бедный Одет довольно бедно Выехал пасти табун боязливый Про русалку, о голосе, об утопленнике Васе

Изучая лирику о Великой Отечественной войне, анализируем стихотворение Давида Самойлова «Сороковые», которое есть в учебнике литературы за шестой класс. Прежде всего, предлагаю ученикам послушать запись стихотворения в исполнении Ю. Беляева, профессионального артиста. Знакомлю шестиклассников с биографией поэта-участника войны.

Беседа о том, что ребятам известно о событиях начала сороковых годов прошлого века. Дети работают активно, знают о Великой Отечественной войне и желают поделиться своими знаниями.

Человек может беседовать о том, что ему интересно, что волнует его и других, а этому способствует метапредмет, создающий канал для реализации потребностей в коммуникации.

Метапредметный подход в школьном образовании даёт возможность будущим гражданам нашей страны пользоваться разнообразными УУД как для получения профессионального образования, так и на протяжении всей жизни.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены