РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Общеметодические принципы работы с текстом на уроках английского языка

В статье рассматриваются основные приемы работы с текстом на уроках английского языка на примере УМК Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс «Английский в фокусе»

Методика обучения чтению разнообразна:

  • ознакомительное чтение – с пониманием основного содержания;
  • просмотровое / поисковое чтение – с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
  • изучающее чтение – с полным пониманием содержания.

В зависимости от этапа работы над текстом (дотекстовый, текстовый, послетекстовый) учитель применяет различные виды заданий и упражнений. Таким образом, обучение чтению может служить средством формирования метапредметных универсальных учебных действий. Посмотрим как это можно сделать при обучении чтению в 5-6 классах.

Мы работаем по УМК Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс «Английский в фокусе». В данном УМК серьезное внимание уделяется формированию метапредметных умений. Учебник включает задание на сравнение, сопоставление, анализ, обобщение. В комплекс вошли задания, направленные на формирование у обучающихся просмотрового и поискового чтения, развитие умений анализировать, синтезировать, классифицировать и обобщать информацию, выполнять проектные работы.

Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовый / дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

На предтекстовом / дотекстовом этапе мы обычно проводим подготовку к чтению, т. е. стараемся снять языковые трудности, ознакомить с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте.

Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом – создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому на предтекстовом / дотекстовом этапе важно заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию.

Так, при подготовке к чтению текста о достопримечательностях Лондона обучающиеся читают их названия (можно использовать аудиозапись), пытаются найти их на карте Лондона (снимаем трудности в чтении названий достопримечательностей), затем развиваем языковую догадку обучающихся, работаем с интернациональной лексикой (обучающиеся соотносят слово и перевод). Перед чтением текста об одном из самых высоких зданий в мире - Эмпайр-стейт-билдинг - по заголовку и картинкам обучающиеся стараются предположить, о чем будет сказано в тексте.

Работа с глаголами «to take», «to offer» поможет снять трудности в понимании выражений с этими глаголами в тексте. Перед чтением текста о различных типах пляжей обучающиеся смотрят на картинки и отвечают на вопросы, представленные в упражнении перед данным текстом. Трудности чтения названий пляжей снимаются предварительной отработкой путем троекратного повтора обучающимися после преподавателя. При выполнении подобных заданий также развиваются регулятивные УУД - такие как прогнозирование. Для прогнозирования на уровне текста необходимы направленность внимания, интерес к теме сообщения, определенная скорость мыслительной переработки информации.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения.

Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени. Именно задания, включаемые в текстовый этап могут помочь формированию универсальных действий познавательной направленности, а именно общеучебных действий (поиск и выделение необходимой информации, умение определять основную и второстепенную информацию, выбрать наиболее эффективные способы решения коммуникативной задачи в зависимости от конкретных условий; универсальных логических действий, таких как анализ (выделение существенных и несущественных признаков) и синтез (составление целого из частей), самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей.

В процессе чтения текста-письма о семейном отдыхе в Москве обучающиеся читают текст с полным пониманием, расставляют предложенные абзацы в правильном порядке, выполняют упражнение на завершение предложений в соответствии с полученной информацией, выбирают прилагательные и фразы, описывающие чувства отдыхающих. На текстовом этапе учащимся также предлагаются задания на множественный выбор, продолжить предложения, используя информацию из текста, выбрать предложение, которое наилучшим образом выражает основную идею текста, найти определения (прилагательные) которые характеризуют указанные предметы.

Целью послетекстового этапа является интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно с говорением и письмом, т. е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

При выполнении заданий после текста формируются коммуникативные действия, такие как умение слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

На послетекстовом этапе урока в 5-6 классах обучающимся предлагается рассказать об одной или нескольких достопримечательностях Лондона, а на самоподготовке – сделать сообщение о наиболее понравившейся достопримечательности Лондона, используя прочитанный текст, материалы лингвострановедческого справочника и интернет – ресурсы.

Также, на послетекстовом этапе работы с текстом обучающимся предлагается рассказать о жизни подростков в Великобритании (выход на продуктивный вид деятельности – монолог); а во время самоподготовки – написать зарубежному другу о жизни подростков в своей стране (продуктивный вид деятельности - письмо).

Содержательным и особенно продуктивным при работе с текстами является раздел учебника «Spotlight on Russia».

На уроках, проводимых в рамках данной тематики, преподаватель может значительно разнообразить приемы и методы, используемые для формирования метапредметных результатов обучения. В данном разделе обучающимся предлагается описать понравившуюся картинку и объяснить причину своего выбора, ответить на вопросы после текста, сравнить образ жизни подростка, описываемого в тексте, со своим образом жизни, обсудить в парах информацию, полученную из текста, написать письменную работу по теме, взяв за образец прочитанный текст.

Следует отметить, что в современной школе очень актуальна проблема именно эффективному обучению чтению.

Большинство детей нового поколения не любит читать, многие читают поверхностно и им тяжело достаточно быстро понять основную идею текста, сконцентрироваться на нужном моменте. Для развития этих умений преподаватели используют различные приемы, мотивирующие обучающихся именно к продуктивному и эффективному, а не формальному чтению.

На своих уроках мы используем множество интересных приемов, которыми хотим поделиться.

Прием «ошибка».

Ошибки можно делать в устном чтении, в письменном тексте, они могут быть фактическими, ошибками в написании слов, в пунктуации, это может быть вставка дополнительного слова или предложения. Спустя месяца два после того, как учащимися изучен какой-либо текст, мы набираем его на компьютере, вставляем туда дополнительное предложение и раздаем каждому учащемуся по одному экземпляру. Читать текст особого желания никто не проявляет. Все пытаются узнать, что надо с текстом сделать. Мы же даем ответ, что учащиеся сами должны догадаться, что надо сделать.

И вот начинается работа, кто- то пытается найти ошибку в написании, в изложенных фактах, потом раздаётся восклицание, что мы этот текст изучали, и, наконец, кто-то подходит с листком бумаги, на котором написана цифра, обозначающая номер страницы в учебнике, где напечатан этот текст, ибо это требовалось выполнить в задании.

Приводим один из текстов с заданием для 6 класса из учебника Spotlight для примера:

Many highland games take place all over Scotland every year. The most famous meeting is in Braemar, a small village in the Scottish Highlands. The games are always on the first Saturday in September. Many athletes travel to Scotland each year to take part in the games. They compete in events like the hammer throw, shot put and the hill run. There are also music and dancing competitions. Marching bands perform for the crowds. They wear traditional clothing and play. The most popular event of the day is the 'tug of war'. Two teams hold onto a rope and try to pull the other team over the line. 'Tossing the caber' is also popular. Find the text about highland games in the student’s book, write the number of the page in your notebook and show it to the teacher. The athletes have to run holding a heavy tree trunk, the caber, upright. Then, they stop and throw it towards the sky. Tickets always sell out months before the games start. It's a great day out for all the family.

Выполняя задания такого рода, обучающиеся совершенствуют свои навыки поискового чтения, повторяют изученную лексику, им интересно, да вдобавок можно ещё и приз получить. Учитель выполняет свою задачу – совершенствовать у учащихся навыки чтения.

Прием «Почта»

Всем участникам выдаются номера. Прочитав текст, ученики пишут вопрос (можно на русском языке – для слабых учеников) с адресатом, а учитель или суворовец в роли почтальона, доставляют вопрос. Нужно ответить на вопросы.

Прием «Корректор»

К тексту в учебнике выдаётся на первый взгляд точно такой же текст, но с ошибками, их нужно найти и исправить, исправленные предложения записать в тетрадь с переводом (для слабых учеников) либо записать вопрос к данному предложению или подготовить краткое сообщение по тексту (для сильных учеников).

Прием «Составь текст»

Прочитать текст, понять его основное содержание. Каждый ученик пишет по одному вопросу к тексту на отдельных листочках. Сворачивает и отдаёт ведущему. Затем каждый тянет по одному вопросу и отвечает на вытянутый вопрос. Затем обсуждаются ответы и по этим ответам выстраивается текст какой был в учебнике.

Прием «Волшебное дерево»

Ученики записывают на отдельных листках вопросы к тексту, подходят к ведущему, который играет роль дерева, и прикрепляют вопросы к его одежде. Затем ведущий снимает по одному вопросу, читает вслух и отвечает на вопросы. Также суворовцы могут снимать вопросы с «дерева» и давать на них ответы.

Таким образом, читая тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации учащиеся развивают смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / ключевым словам, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; работа с текстом помогает развитию исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, её обобщение.

При выполнении заданий у суворовцев складывается алгоритм работы с текстом, который помогает им самостоятельно извлекать основную, нужную или детальную информацию.

Формируются навыки грамотного чтения, совершенно необходимые для успешной адаптации в современном обществе. На уроках иностранного языка наши суворовцы учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены