РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы как способ повышения эффективности образовательного процесса

В последнее время личностно-ориентированный подход становится все популярнее у педагогов. Еще бы, ведь современное образовательное пространство очень многогранно: оно соединяет в себе различные формы и методы обучения и воспитания. Одной из важных задач современного образования является создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.

Одним из самых эффективных средств для решения этой задачи является личностно-ориентированный подход в преподавании, который включает выбор оптимального для каждого ребёнка способа обучения, содержание, организацию обучения и подбор дидактического материала.

Личностно-ориентированный подход взаимосвязан со всеми составляющими системы современного образования, что позволяет создать наиболее благоприятную для ученика среду обучения и воспитания. Использование учителем современных технологий в образовательном процессе должно способствовать формированию и развитию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые отражены в требованиях Федерального государственного стандарта общего образования.

При выборе педагогом такого подхода к обучению важно создавать определенные условия для того, чтобы добиться успеха:

  1. создать ситуацию успеха;
  2. создать благоприятную атмосферу для успешной работы;
  3. учитывать чувства, эмоции школьников;
  4. создать возможность увидеть и оценить работу каждого ученика;
  5. показать каждому учащемуся его достижения, рост, совершенствование;
  6. учитывать интересы и жизненный опыт каждого ребенка.

В современной педагогике существует несколько определений личностно-ориентированного обучения. Например, С. Подмазин считает: «Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, личностные ценности и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познавательной и других видах деятельности». В. Сериков подчеркивает, что «личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного выявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Образовательные процессы постоянно совершенствуются, но основным элементом образования является урок. Эффективность образовтаельных процессов напрямую зависят от деятельности учителя, который создает путь воспитания и обучения.

Перед педагогом, который использует на уроках личностно-ориентированный подход встает ряд общих задач:

  1. Научить школьника определять уровень его знаний, видеть проблему, составлять и выполнять проблемные задачи;
  2. Научить детей контролю и самоконтролю по заявленным критериям;
  3. Научить выстраивать субъект – субъектные отношения, организовать сотрудничество детей, распределение деятельности;
  4. Создать необходимые условия для индивидуального маршрута обучения и воспитания каждого учащегося.

Выполняя ряд простых задач, педагог в силах организовать работу так, чтобы со временем самоорганизация школьника возрастала.
Используя на уроках такой подход, педагог учитывает круг интересов и способностей школьников, подбирает наиболее гибкие для каждого ребенка методы и технологии обучения.

Педагог вступает в диалог с учениками, полагаясь на личный опыт и мировоззрения каждого школьника, учащийся же получает возможность найти свой путь для достижения лучших результатов.

Личностно-ориентированный урок ориентируется не только на усвоение школьниками определенных знаний, но и способствует развивать личность, познавательные способности учеников.

Деятельность педагога на уроке с личностно-ориентированным подходом имеет особенности:

  1. Педагог создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, в том числе мотивацию к развитию;
  2. В начале урока все участники образовательного процесса не только формулируют тему, но и узнают от педагога об организации хода урока;
  3. Педагог позволяет учащемуся самому выбирать способы усвоения материала (текст, схемы, таблицы итд);
  4. Педагог использует проблемные задания с творческой направленностью;
  5. Педагог вместе с учащимися анализирует (правильный/неправильный) ответ ученика, выявляет способ рассуждения;
  6. Педагог проводит итоги урока и рефлексию, таким образом, получает обратную связь не только о знаниях, полученных в ходе урока, но и узнает об эмоциональном (психическом) состоянии учеников;
  7. Педагог аргументирует отметки каждого ученика;
  8. Педагог даёт возможность выбрать домашнее задание индивидуально, при этом комментирует каждое задание.

Стоит отметить, что мотивация на уроках с использованием личностно-ориентированных технология является важной составляющей. Мотивация в начале урока поможет обеспечить значимость решения учебных задач и всей учебной деятельности.

Отмечу основные этапы урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению:

  • Организационный момент, мотивация к учебной деятельности;
  • Проверка усвоения предыдущего материала;
  • Постановка проблемы, создание плана работы на уроке;
  • Открытие учениками новых знаний, проблемно-поисковая деятельность;
  • Практическая деятельность совместно с учителем;
  • Самостоятельная работа учащихся;
  • Самоконтроль и самооценка результатов учеников;
  • Совместное подведение итогов, рефлексия;
  • Оценивание учителем работы учеников с аргументацией (по критериям);
  • Комментирование домашнего задания.

Личностно-ориентированный подход позволяет дифференцировать задания. Безусловно, для педагога создание дифференцированных заданий – кропотливый труд, но для ребенка - это возможность не бояться трудностей в обучении, возможность реализовать себя в образовательном процессе. Дифференцированный подход дает возможность каждому ученику работать в своем удобном темпе, помогает ребятам справиться с заданиями, которые им под силу. Кроме того, не стоит забывать об особенностях восприятия и переработки информации учениками. Всего выделяют четыре группы: аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты. На уроках педагогу важно, чтобы каждый ребенок вне зависимости от типа восприятия информации получал ее в полном объеме, мог самостоятельно ее обработать и усвоить.

На своих уроках я использую разные дидактические материалы: тексты, карточки, таблицы, схемы, иллюстрации. Важно, чтобы дидактический материал был разработан с учетом особенностей учеников, отвечал цели и теме урока, был доступен для самостоятельного анализа, был наглядным. При разработке материала я учитываю, что некоторым ребятам необходимы образцы выполнения задания, правила для выполнения того или иного упражнения.

Библиографический список

  1. Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование. – Запорожье: Просвіта, 2000.
  2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. - №5
  3. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования -М., Бином, лаборатория знаний, - 2013.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены