РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Борискина Елена Алексеевна

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов).

Занятия с детьми во внеурочное время – удивительная деятельность. Здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Твердо верю, что приобщение к творчеству в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Работа в школе – это время постоянного поиска, творческих идей.

Основное условие развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Причем, проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности.

Одной из многочисленных задач образования является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России. Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников, возвращает нас к русским утраченным традициям.

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Главный результат в работе учителя средней школы – социализация ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Л.С. Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи). Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Свою работу я разделила на три этапа:

  1. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе создания творческих работ; накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
  2. Апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.
  3. Опрос учащихся показал, что интерес учащихся к предмету не уменьшился и предметы технология и изобразительное искусство были названы в ряду любимых и интересных предметов. Творческая деятельность, начатая на уроках, часто продолжается и во внеурочной работе.

Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) на уроках технологии и ИЗО не нова. Однако традиционные формы работы сводились к просматриванию или срисовыванию.

Но наступает тот момент, когда ребёнок отбрасывает инструменты и перестаёт творить. Как помочь ему? Мне лично помогает опыт работы как педагога и художника. Сочетать несочетаемое – излюбленный вид творческих работ. Смешанные техники и применение новых, а главное доступных для детей, материалов позволяют создавать истинные шедевры. Такие сочетания как бумагопластика и фотооснова, роспись ткани и фетр, тряпичные куклы на фоне расписанной ткани, вышивка крестом и шелковыми лентами, свободная роспись ткани и вышивка, вязание и фетр (и всё это с добавлением росписи акриловым контуром), приводят к созданию неординарных работ и помогают заинтересовать детей во внеурочной, урочной и проектной деятельности. Роспись бросового материала (дисков, бутылок, коробок и др.) приучает детей к бережному отношению к уже использованным вещам. Свои работы дети могут использовать как подарки для близких и украшение интерьера, что также влияет на заинтересованность в творческой деятельности.

Так же на помощь может прийти компьютер. Работая с компьютером (поиск информации), дети легче познают окружающую действительность, развивают свою наблюдательность и фантазию, учатся шире и разностороннее видеть окружающий мир. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои видеоролики и презентации, органично вписывающиеся в структуру урока. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока или занятия. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной. На занятиях я стараюсь уделить внимание именно визуальным материалам, часто составленных из детских работ. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые помогли мне создать такую систему работы, которая учитывала бы особенности уроков технологии, изобразительного искусства и внеурочной деятельности. В своей практике я использую труды Л.С. Выготского «Лекции по психологии» и «Психология искусства». Эти работы русского психолога учат уделять внимание восприятию, эмоциям, воображению и их развитию в детском возрасте. Не стоит ограничивать работу педагога только образовательной направленностью, необходимо включать и деятельность по воспитанию детей, формировать у обучающихся прежде всего духовно-нравственные качества, развивать любовь к родной культуре, воспитать гуманность, патриотизм и эстетически наполненное отношение к окружающему миру.

Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
  • метод сравнений (для активизации мышления);
  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
  • метод привлечения жизненного опыта детей;
  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
  • словесный метод;
  • наглядный метод.

Формы работы во внеурочной деятельности достаточно разнообразны: коллективно - творческая деятельность; индивидуально практическая и игровая деятельность, проектная деятельность.

Использование метода работы над проектами в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Для достижения наилучшего результата необходимо включение занятия с элементами нетрадиционных техник ДПИ, основанных на творческой фантазии, интересных тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Например, монотипия; пальчиковое рисование; коллаж; граттаж; рисование по стеклу, пластику или использованным дискам; набрызг; различные способы свободной росписи ткани; работа с фетром или фоамираном; изонить; бумагопластика и многие другие техники создания творческих работ развивают творческий потенциал. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – создание учителем ситуации успеха во время общения с детьми.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость. Моя работа приносит ощущение радости творческого полета детям и мне. Именно в этом и заключается счастье учителя!

…Осень крылом нас задела беспечно,
Сняли наряды деревья в саду.
Грусть акварельная будет не вечно -
Мысли свои я в альбом соберу!
Кисти, и краски, и черная ручка,
Кружево веток покрыло мой лист.
Скромный пейзаж — просто милая штука...
Каждый художник немного АРТИСТ.
(фрагмент стихотворения, написанного к уроку изо «Изучение графических приемов работы», автор Борискина Е.А.)

Использованная литература:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., «Просвящение» 2002
  2. Выготский Л. С. «Психология искусства». М.: Издательство «Искусство», 1968 год
  3. Выготский Л.С. «Психология развития человека». М.: Изд-во «Смысл; Эксмо», 2005 год.
  4. Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна.- Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006г.
  5. Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвящение» 2003
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены