РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В последнее время большинство подростков не уделяют должного внимания чтению, совершенствованию устной и письменной речи, обогащению словарного запаса. Дети общаются друг с другом, широко используя мессенджеры, какую-либо социальную сеть. И порой даже не задумываются о том, что написали, много ли ошибок допустили. Для некоторых ребят, к сожалению, единственным текстом, который они готовы прочитать, зачастую становится статус в «Одноклассниках» или «ВКонтакте». Данная проблема, безусловно, злободневна. Считаю, что важной задачей уроков литературы является повышение качества чтения и письма, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Ни для кого не секрет, что в области образования идет процесс модернизации. Вследствие этого важно понять, как сложится судьба школьных курсов русского языка и литературы. Согласитесь, эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. 21 век, являясь, временем скоростного развития техники и науки, остро нуждается в высокообразованных людях, обладающих способностью незамедлительно ориентироваться в обстановке, самостоятельно мыслить. Так что учителю-словеснику просто необходимо выискивать творческие глубины учащихся, выталкивать их на поверхность бытия.

Я работаю в малокомплектной школе, где одаренных детей, с яркими творческими способностями, можно сосчитать по пальцам. Но хочу не зацикливаться на понятии «одаренный ребенок». Уверена, что определенный талант есть в каждом, только стоит правильно сделать намек на его раскрытие, подсказать, не напугать, не замкнуть навсегда. Для этого есть уроки литературы. Метод развивающего обучения опирается на изучение творческого мышления читателя, на логику познавательной деятельности учащиеся в процессе изучения литературы. Этот метод и соответствующие ему приемы направлены на развитие художественных впечатлений учащихся, обеспечивают глубокое изучение с помощью творческих заданий.

Современный урок литературы с учетом требований ФГОС направлен на формирование метапредметных и личностных результатов. По своему содержанию он является проблемно-диалогическим.

На таком уроке с целью развития творческих способностей учащихся я широко использую новые и довольно известные формы и приемы работы:

1. К примеру, кластер. Напомню, кластер – такой педагогический метод, который способствует развитию вариативности мышления у детей, способности находить всевозможные связи рассматриваемого материала. Довольно часто его применяю в ходе анализа художественного произведения, характеристики героев, при определении центрального понятия, ключевого образа произведения, подведении итогов, в процессе формулирования основной идеи произведения.
Пример: 8 класс. Поэма Лермонтова «Мцыри». В центре внимания романтический герой или же само понятие «романтизм». Кластер увлекает, заставляет мыслить творчески, рассуждать.

2. Использую на уроках и синквейн – короткую форму стихотворения из пяти нерифмованных строк: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
К примеру, возьмем рассмотрение произведения Куприна «Куст сирени». Вместо обычной сравнительной характеристики Веры и Николая Алмазова, можно составить синквейны, ключевыми словами в которых станут имена этих героев. Затем проведем параллель, сопоставим, сравним, что получилось.
Отмечу, что синквейн развивает образное мышление и даже воображение.

3. Письмо. Например, учитель ориентирует учащихся на написание письма другу – понравившемуся герою рассматриваемого произведения. Литература. 6 класс. Письмо «Маленькому принцу» или же учительнице Лидии Михайловне из «Уроков французского».
В ходе выполнения данной формы работы на уроках литературы совершенствуется письменная речь, развивается мышление.

4. Теперь я хотела бы рассказать об инсценировании. Оно помогает раскрыть в детях воображение, образное мышление, по-иному, как бы изнутри увидеть фрагмент какого-либо произведения. Каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. Например, этот прием я широко использую во время знакомства с баснями Крылова или при рассмотрении произведений античной литературы, устного народного творчества.

5. Работа с иллюстрацией. Иллюстрация помогает раскрыть художественный талант учащихся, развивает эстетический вкус, воображение. Можно предложить ребятам выполнить анализ эпизода произведения с опорой на иллюстрацию к тексту. (М. Ю. Лермонтов «Мцыри», схватка с барсом). Довольно часто задаю учащимся нарисовать иллюстрацию к какому-либо стихотворению или же понравившемуся отрывку прозаического произведения. (Н. А. Некрасов «Железная дорога», 6 класс).

6. Конечно, с большим интересом на уроках литературы использую элементы исследовательской деятельности. Учащиеся с удовольствием выполняют задания такого плана. Это, без сомнения, повышает у детей интерес к изучаемому предмету, развивает мышление, творческие способности, формирует поисковые навыки в области предмета. Например, при рассмотрении жанров УНТ ребятам предлагаю пройти фольклорную мини-практику. Дети исследуют жанровое своеобразие УНТ нашей местности, собирают, анализируют фольклор Новогольеланского сельского поселения. На уроке в ходе изучения текстов древнерусской литературы мы зачастую посещаем краеведческий музей, где исследуем материал книг «Жития святых».

7. Конкурс чтецов. Такие конкурсы я провожу на заключительном уроке по изучению лирики того или иного поэта. Данная форма работы способствует развитию выразительного чтения, артистизма, формирует творческое мышление, прививает любовь к поэзии.

Итак, в зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, поэтому-то и необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

Творческая деятельность создает условия для совершенствования способностей ребенка, являющихся неотъемлемой частью всесторонне и гармонично развитой личности, специалиста в любой профессиональной сфере; повышает качество функционирования профессионально значимых психических свойств (восприятие, воображение, память, мышление и др.); формирует мотивацию на творческую деятельность; совершенствует умения, актуальные для литературно-творческой деятельности; воспитывает индивидуальность, самостоятельность, коллективизм, как профессионально важные качества личности для дальнейших жизненных достижений.

Читайте также:

Надежда Михайловна Титова 11.06.2021 469 0 Фото: pixabay.com / pexels
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.