РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуализация обучающихся на уроке иностранного языка в старших классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Средняя общеобразовательная школа № 6” 
г. Новомосковск, Тульская область 

учитель немецкого языка
Соловьянова Татьяна Анатольевна


Активизация обучающихся на уроках иностранного языка в старших классах 

План.

1. Воспитательно-развивающие и образовательные задачи и проблема повышения эффективности обучения иностранным языкам. 

2. Особенности процесса обучения в старших классах.

3. Формы активизации процесса обучения:

а) урок-конференция
б) урок- заочное путешествие
в) урок-экскурсия
г) урок-семинар
д) урок- смотр знаний
е) коллаж
ё) творческие работы:

1) загадки
2) газета
3) интервью
4) социологическое исследование
5) кроссворд

ж) урок-беседа
з) тест:

1) объективный
2) субъективный

4. Приложение


«Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий, для интеллектуального и духовного, нравственного развития детей, для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребностей в самообучении, самовоспитании и саморазвитии, для формирования у учеников широкого и гуманного взгляда на мир.» (Программа обучения иностранным языкам в школе).

Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

В центре обучения - ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, создается благоприятная атмосфера в классе и чувство комфортности у каждого ученика. При этом язык усваивается детьми как средство общения. Учащиеся видят практическое применение изучаемого языка, получают стимул к самостоятельному совершенствованию в овладении иноязычной речевой деятельностью.

В старших классах на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка, как средства получения учащимися новой информации, которая как бы по-иному представляла их информированность в различных областях знаний, вводила в новые сферы их применения. Здесь иностранный язык как бы открывает ученику «окно в другой мир» (И. Л. Бим) и расширяет тем самым его понимание собственного бытия. Поэтому уроки иностранного языка в старших классах имеют цель - совершенствовать ранее приобретенные учащимися навыки и умения устной речи (говорения и аудирования). Выбор форм работы зависит в первую очередь от степени и качества подготовки учащихся, от их интереса, кругозора и овладением темой.

К таким формам относятся урок-конференция, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-диалог, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-лекция, урок - заочное путешествие, урок-смотр знаний, урок- защиты профессии, урок-тест, анкетирование.
Такие уроки проводятся чаще всего на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Выбор формы зависит, в первую очередь, от степени и качества подготовки учащихся, от их интереса, кругозора и овладения темой. Такие уроки требуют тщательной подготовки учащихся дома, что обеспечивает чаще всего хорошее качество монологической речи. Диалогическая речь же затруднена несовершенством коммуникативных способностей учащихся в иностранном языке. Но и она может быть подготовлена частично дома, как, например, вопросы, задаваемые учащимися на уроке-конференции.

Так, например, урок-конференция в 10 классе по теме «Sport». Такая форма проводится обычно в форме ролевой игры. Учащиеся распределяют роли спортсменов и корреспондентов. «Спортсмены» готовят дома рассказ о себе в форме диалога. Например: «Meine Eindrücke von der Olympischen Spielen». Корреспонденты подготавливают вопросы, которые они могли бы задать «спортсменам». 

Например:

  1. Wie sind sie zum Sport gekommen?
  2. An welchen Wettkämpfen haben sie teilgenommen?
  3. Wer von den hervorragenden Sportlern ist Ihr Vorbild?
Обычно роли «спортсменов» выполняют хорошо подготовленные учащиеся, слабые же ученики играют роли «корреспондентов».
Форма ролевой игры может быть использована для проведения урока- заочного путешествия по теме «Deutsch sprechende Länder». Учащиеся на этот раз представляют из себя туристов, которые недавно совершили путешествие по стране и как бы делятся своими впечатлениями о путешествии и о стране. Одному понравился ландшафт, другого заинтересовало построение государственности, третьего - достопримечательности и культура. Таким образов, из небольших сообщений ребят складывается обзор информации, полученной о стране.

Когда по программе - изучение крупнейших городов и их достопримечательностей- Москвы, Берлина, Вены, Кельна-, можно провести урок- экскурсию, где один учащийся- экскурсовод, остальные- туристы. Обычно разговор сопровождается просмотром слайдов или видов города. При этом «экскурсовод» дает краткую информацию о той или иной достопримечательности, а туристы задают вопросы или же реагируют на сказанное. 

Например:

  • Wir beginnen unseren Bummel am ältesten Wahrzeichen unserer Stadt.
  • Das ist das berühmte Brandenburger Tor, wenn ich mich nicht irre.
  • Genau! Das wurde von 1788-1791 nach Plänen von Carl Gotthard Langhans geschaffen.
  • Und wie viel Durchfahren hat es?
  • 5 Durchfahren.
  • Doch machen wir uns auf den Weg mitten in das Herz unserer Hauptstadt.
Основательной домашней подготовки учащихся требует урок-семинар. Например, по теме «Природа вокруг нас» в 11 классе, где ребята, подготовив рассказ дома, высказываются по темам:
  1. Die Verschmutzung der Luft.
  2. Die Verschmutzung des Wassers.
  3. Müllvermeidung.
  4. Tierschutzaktionen.
  5. Das Rote Buch.
  6. Mein persönlicher Beitrag ins Problem "Naturschutz”.
На завершающем этапе работы над конкретной темой эффективен урок - смотр знаний. Здесь можно подвести итог приобретенным знаниям. Например, «Путешествие в страну знаний», при этом ребята получают специальный «маршрутный лист»- Streckenkarte. Задания выполняют роль препятствий. Можно поделить ребят на группы и устроить урок, как КВН или же состязание между группами.

Задания могут быть разнообразными, например:

  • Was stimmt hier nicht?
  • Wie kann man das anders sagen?
  • Ergänzt die Sätze!
  • Wähle nur die richtige Antwort!
  • Was hier zusammenpasst?
  • Findet russische Äquivalente.
  • Was gehört noch dazu?
Форма смотра знаний может быть и иной. Так знания о стране изучаемого языка ребята могут оформить в виде коллажа «Мои представления о ФРГ», где с помощью рисунков, рекламных плакатов, иллюстраций из журналов создается как бы «образ страны». Такая работа нравится учащимся, так как она дает более возможностей проявить свои творческие способности.
Вообще небольшие творческие работы пользуются у учащихся популярностью. Когда в 10 классе ребята проходят тему «Wissen ist Macht», они составляют загадки о каком-либо ученом. 

Например:

  • Dieser große deutsche Gelehrte war auf dem Gebiet der Medizin tätig. Er fand als erster die Tuberkelbazillen und kämpfte gegen viele schwere Krankheiten: gegen Cholera, Malaria, Tuberkulose. Er bekam den Nobelpreis für Medizin. (Robert Koch).
Или:
  • Dieser populäre Sportler ist in der ganzen Welt bekannt. Er war Fußballspieler. Seine Biographie ist die Geschichte unseres Fußballs. Man kann sagen, er ist Klassiker im Fußball. Seine Klubmannschaft war "Dynamo” in Moskau. Er nahm an vielen Europa- und Weltmeisterschaften teil, gewann viele Medaillen und verteidigte die Ehre unserer Heimat als Torwart. (Lew Jaschin).
Это, конечно же, уже загадка о спортсмене по теме «Sport, sport, sport» в 10 классе. Подобные загадки ребята составляют и о любимом актере, фильме, певце.

Можно использовать творческую активность ребят и интерес их и при работе над газетой на иностранном языке. Но эта работа имеет свои ограничения, так как большинство ребят в школе сейчас изучают английский язык. Но ребята с интересом берут интервью у одноклассников, проводят социологические исследования. Так уже в 8 классе в сентябре по теме «Schön war es im Sommer!» мы проводим исследования. 

Группа ребят из двух - трех человек делают опрос одноклассников, предлагая им следующие вопросы:

  • Wo warst du im Sommer?
  • Mit wem hast du dich erholt?
  • Wie war es dort?
  • Was hast du dort gemacht?
  • Bist du mit den Sommerferien zufrieden?
Собрав ответы, подсчитав повторяющиеся варианты, делают для более наглядного восприятия диаграмму (смотри приложение). Такую же работу можно проводить и изучая другие темы, например «Ich und mein Lernen»,»Mein Hobby» и так далее. Охотно ребята работают и над кроссвордами. Это почти универсальная форма для контроля овладения лексики или же информации по теме. Учитель может сам составить кроссворд и предложить его ребятам или же ребятам дается задание самим составить кроссворд на определенную тему (смотри приложение).

Сложнее использовать такую форму работы, как урок-беседа, так как она требует не только подготовки дома, но и умения высказывать свою мысль на иностранном языке без подготовки, используя свои навыки и умения коммуникации. А это вызывает определенные трудности. Ребята боятся говорить, очень привязаны к домашним заготовкам. Да и часто ребята и на русском языке затрудняются сформировать и оформить свою мысль аргументировано и плавно. Можно попытаться провести беседу по теме «Die Probleme in meiner Familie» в 10 классе или «Braucht jeder Mensch ein Lebenswerk?» в 11 классе.

Много преимуществ имеет такая форма работы, как тест. Тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса. Выполнение теста занимает ограниченное время, что делает возможным его проведение практически на любом занятии. При выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия - они работают в одно и тоже время, с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на результат такого фактора, как везение/ невезение. Тест дает возможность включать большой объем материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользоваться им. Тесты делятся на объективные и субъективные. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заготовленному ключу. Этот вид теста может иметь следующие формы: выбрать ответ из ряда предложенных; объединить по какому-либо признаку предложенные языковые единицы; восстановить целое из его частей, предложенных в произвольном порядке; найти несоответствующее слово и т. д.

В субъективном тесте правильность выполнения определяется по мнению проверяющего. Это тесты типа: дополни предложение; восстанови упущенное; сочини; найди обоснование.

Кроме того по цели тесты могут быть контролирующие - т. е. устанавливающие факт знания либо незнания, овладения или не владения материалом; и обучающими - обеспечить усвоение, овладение материалом, умением и контроль здесь выступает, как средство управления этим процессом.

Например:

Объективные тесты.

Тест контроля понимания текста «Sergey Koroljow» (10 класс).

Schätzt die Sätze

+ -richtig, - -falsch.

  1. Koroljow wurde in Moldawien geboren (-).
  2. Sein Vater war Lehrer (+).
  3. Koroljow studierte Flugmechanik (+).
  4. Er arbeitete als Techniker in der Flugzeugfabrik (-).
  5. Sein Lehrer war Ziolkowsky (-).
  6. Koroljow wurde der Vater der Kosmonautik (-).
  7. Er schafte Sputnik, Lunnik, Wostock, Woβchod (+).
  8. Er starb, al er 60 Jahre alt war (+).
  9. Seine Arbeit wurde von seinen Schüler fortgesetzt (+).
Lösung:
1-, 2+, 3+, 4-, 5-, 6-, 7+, 8+, 9+.

Тест на контроль аудирования (9 класс).

Text:
Silvester, so heißt der letzte Tag des Jahres. Zum Neujahr schicken die Menschen einander Glückwunschkarten. Sie wünschen vielen herzlichen Glückwünschen zum Neujahr.
Das Neujahr wird mit Musik begrüßt. Off hören die Deutschen um 24. Uhr neunte Symphonie von Beethoven an. Die Menschen gehen auf die Straße, sehen das Feuerwerk an, rufen "Prosit Neujahr”.

Beantwortet die Fragen.

1.Wie heißt der letzte Tag des Jahres?

a) Neujahr
b) Silvester
c) Weihnachten

2. Was schicken die Menschen einander zum Neujahr?

a) Geschenke
b) Blumen
c) Glückwunschkarten

3. Wie wird das neue Jahr begrüßt?

a) mit dem Feuerwerk
b) mit der Musik von Beethoven
c) mit der Musik von Bach

4. Wie gratulieren die Menschen einander zum Neujahr?

a)"Prosit Neujahr!”
b)"Willkommen, Neujahr!”
c)"Sei gesund!”

Lösung:
1b, 2c, 3b, 4a.

Тест-загадка (10 класс).
Was für eine Stadt ist das?
Man nennt sie "Elbflorenz”. Sie liegt an der Elbe. Die größten Sehenswürdigkeiten der Stadt sind Opernhaus, "Zwinger”, wo in der Sempergalerie die Gemälde von Dürer, Raffael, Rembrandt, Rubens sind. (Dresden).

Тест на владение лексическим материалом. (10 класс).
Welchen Spezialisten meinen wir?
a)höflich
hilfsbereit
muβ sich gut verhalten
empfehlt die Waren
bedient
arbeitet im Geschäft? (Verkäufer).
b)hat Fantasie
zeichnet gut
ordentlich
projektiert
hat eine Hochschulbildung
arbeitet im Werk (Ingenieur).

Обучающие тесты. (9 класс).
Was passt nicht?
1.das Hemd, das Kleid, der Rock, die Bluse, der Koffer (der Koffer).
2.der Tee, der Kaffee, die Milch, der Zucker, die Limonade (der Zucker).
3.die Bürste, der Kamm, die Wurst, der Spiegel, die Seife (die Wurst).
4.der Zug, die Eisenbahn, der Flugzeug, der Bus, der Dampfer (die Eisenbahn).

Bildet zusammengesetzte Wörter
1? Theaterstadt
2? Messestadt
3? Stadt Hauptstadt
4? Heimatstadt
5? Universitätsstadt

Was fehlt?
1. Das ist … Stadt. 2. In … Stadt ist alt. 3. In … Stadt gibt es vieles sehenswertes. 4. Im Zentrum der … steht … Rathaus. 5. Das ist … der Stadt. 6. Neben … Rathaus steht … Gebäude. 7.… der Hauptstadt befindet … ein Denkmal. 8. Die … besuchen gern das … deutscher Kultur. 9.Sie … auch die … Gartenbaus. 10.… Stadt macht auf … Touristen … großen ….

Nenne zehn Kontraste:
alt- (neu)
gut- (schlecht)
kalt- (warm)
satt- (hungrig)
sauer- (süß)
höflich- (grob)
schön- (grausam)
gesund- (krank)
schmutzig- (sauber)
gestern- (heute)
schwer- (leicht)

Suche die Infinitive:
dachte- (denken)
ist- (sein)
hast- (haben)
sprich- (sprechen)
rät- (raten)
ausgestiegen- (aussteigen)
freue mich- (sich freuen)
aß- (essen)

Субъективный тест.

Berufswahl.

  1. Was für Zukunftspläne hast du?
  2. Wozu glaubst du dich berufen?
  3. Was ist deiner Traumberuf?
  4. Warum interessierst du dich für diesen Beruf?
  5. Hast du dich über diesen Beruf gut informiert?
  6. Stellst du dir deine Aufgabe als Fachmann gut vor?
  7. Nennt die nötigen Eigenschaften für diesen Beruf?
  8. Tust du schon etwas, um dich auf diesen Beruf vorzubereiten?
  9. Was ist dein Lieblingsfach in der Schule?
  10. Welches Schulfach ist besonders wichtig für deinen künftigen Beruf?
  11. Welchen Zirkel besuchst du?
  12. Wirst du in deinen künftigen Beruf eine Fremdsprache brauchen?
  13. Wie lange wird deine berufliche Ausbildung nach der Mittelschule dauern?
  14. Wurden bei deiner Berufswahl deine Eltern mitentscheiden?
  15. Wie stehst du zu den Wünschen deiner Eltern?
  16. Was ist entscheidend bei der Berufswahl- das Geld, die Neigungen, die Fähigkeiten?
  17. Siehst du deine Zukunft rosig oder bedrohlich?
  18. Was kannst du unternehmen, damit deine Zukunft gut wird?

Приложение

Кроссворд «Sport» (10 класс).

h o c h s p r u n g
a r a d r e n n e n
n r e i f s p o r t
d i a f h l e t i k
b n f u β b a l l u
a g y m n a s t i k
l e f e c h t e n l
l n f e n n i s a a
s c h w i m m e n u
f e d e r b a l l f

1) 11 Hochsprung
2) 11 Handball
3) 22 Radrennen
4) 32 Reitsport
5) 32 Ringen
6) 43 Athletik
7) 53 Fußball
8) 62 Gymnastik
9) 73 Fechten
10) 83 Tennis
11) 91 Schwimmen
12) 101 Federball
13) 710 Lauf


Wir übersetzen die Gedichte der deutschen Klassiker!
I. W. Goethe

"5”.
Was verkürzt mir die Zeit?
Tätigkeit!
Was macht sie unerträglich lang?
Müßiggang!
Was bringt in Schulden?
Harren und Dulden!
Was macht Gewinnen?
Nicht lange besinnen!
Was bringt zu Ehren?
Sich wehren!

«5».
Что нам время сокращает?
Только лишь работа!
Что обычно день продляет?
Скука без заботы!
Что приносит чтение?
Мудрость и терпение!
Что нам выигрыш дает?
Глупых мыслей хоровод!
Мы теперь должны решить,
Что себе нам запретить.

(Юлия Шунькова, 9 класс)

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены