РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные педагогические технологии: применение технологии проблемного диалога в структуре занятия литературы

Аннотация: в статье раскрывается эффективность применения технологии проблемного диалога в структуре занятия. Умение вести учебный диалог - необходимое условие активизации познавательной деятельности учащихся и развития их коммуникативных способностей. Основное назначение технологии проблемного диалога состоит в том, что в процессе общения на занятии учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. Диалог - особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности учащегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо научить умению учиться. Современное образование вступило в стадию фундаментальных преобразований, направленных на качественно новые условия жизнедеятельности. Сегодня наблюдается особый интерес к изучению гуманитарных предметов, в том числе и литературы, в новом контексте.

Своеобразие и новизна стратегических изменений методики преподавания литературы в сложившихся условиях заключаются в том, что стало необходимым использовать такие педагогические технологии (как нетрадиционные, так и традиционные), которые позволят в краткие сроки и качественно перестроить процесс преподавания путем внесения определенных изменений в содержание и организацию учебного занятия. Этот переход помогает осуществить технология проблемного диалога в сочетании с другими методами, приёмами и формами интерактивного обучения, которые заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

На мой взгляд, технология проблемного обучения является наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся. Проблемное преподавание литературы – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода к обучению.

Что такое проблема? Греческое слово «проблема» означает задачу, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Часто словом «проблема» обозначается любое дело, которым необходимо заниматься. Проблема – субъективная форма выражения необходимости развития научного познания. Она является отражением проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Диалог – это основная форма общения людей. Невозможно представить без диалога и процесс обучения. Взаимодействие, общение его участников – одно из важнейших условий успеха в обучении. В основе любой проблемной ситуации лежит диалог и для разрешения этой проблемной ситуации важно, чтобы диалог состоялся.

Использование проблемно-диалоговой технологии в рамках учебного занятия позволяет вывести на первое место межличностный диалог как особую социокультурную среду, создающую благоприятные условия для принятия нового опыта. Развитие умения учащихся вести диалог на разных уровнях в ходе современной учебной ситуации требует изменений в структуре занятия литературы, соответствующих принципу интерактивности и способных обеспечить дидактико-коммуникативную атмосферу учебного занятия. Целью деятельности в ходе учебной ситуации является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (занятие, преподаватель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном (диалог с собственным Я) и межличностном (Я и другой) уровнях. В процессе урочной деятельности выяснилось, что наиболее интересным представляется третий уровень диалога (мультидиалог), множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 2-5 человек. Организация занятий-диалогов связана еще и с тем, что диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный (побуждающий, подводящий) диалог обычно организуется преподавателем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент занятия (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

Существуют различные разновидности диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на занятиях:

  1. Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения
  2. Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
  3. Рефлексивный – обратная связь между преподавателем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
  4. Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
  5. Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
  6. Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.
  7. Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
  8. Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
  9. Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Моделирование учебного занятия в режиме диалогового обучения – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, в процессе которой нельзя ограничиваться каким-либо одним видом или типом учебного диалога, необходимо умело обеспечивать их взаимодействие на разных уровнях, иначе результаты на выходе могут оказаться неудовлетворительными.

Организация такого занятия начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые (интерактивные) формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда учащиеся видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – преподавателя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.

Как организовать диалог на занятии?

Обязательными условиями диалога на занятиях являются:

  • стремление всех участников взаимодействовать друг с другом;
  • наличие собственной точки зрения;
  • отсутствие страха;
  • стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.

Элементы диалоговой технологии:

  • постановка целей и их максимальное уточнение;
  • строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
  • ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
  • оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
  • заключительная оценка результатов.

К диалогу должен быть готов педагог. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

  • ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
  • учебный диалог строго ограничен по времени;
  • если учащийся не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
  • речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
  • учебный диалог требует предварительной подготовки.

Формы организации диалогового взаимодействия на занятии

Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Иногда изучаемая тема предполагает возможность разделить ее на несколько направлений; тогда каждая группа получает свое задание, но при сложении вместе отдельные результаты дают один общий. Такой вариант представляется оптимальным.

Другие формы диалогового взаимодействия

Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные проекты. Работа в группах может осуществляться на каждом занятии в ходе небольшой игры.

При вхождении в диалог и существовании внутри него применяют несколько методических приёмов создания ситуации учебного диалога:

  • апелляция к ассоциативному образному мышлению;
  • размышление над эпиграфом;
  • работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);
  • предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);
  • вопросное состояние;
  • использование мнимой ошибки;
  • проблема «лёгкой» темы;
  • приём сравнения;
  • моделирование.

Особенно продуктивным на определенных этапах разработки учебной ситуации является прием моделирования, как особого вида моделирования, когда происходит включение в эксперимент не самого словесного объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. С моделированием органически связано мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в литературном контексте.

Для сопровождения интерактивных приемов работы с текстовой информацией на диалоговом уровне необходимо использовать творческие проблемные вопросы, исследовательские задания, которые способны гарантировать движение проблемного диалога, подготовить учащихся к индивидуальному исследованию в ходе учебного занятия и во внеурочной деятельности.

Учебные занятия обеспечивают виды деятельности:

  • рефлексивные паузы;
  • настройка личностного аппарата;
  • подбор материала к занятию;
  • «закончи предложение»;
  • письменные творческие работы.

Рефлексия может быть организована различными способами: через подведение итогов занятия по вопросам, через оценочные листы. Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие на занятии, большинство обучающихся совершенно объективно заявляют высокую рефлексию.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить: главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, а также будущих специалистов с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.

Список использованных источников:

  1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2009. – 148 с.
  2. Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. – 2010. - № 4.
  3. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика, 1996, №2. – С.8.
  4. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.
  5. Фуреман, М. Н. Формирование готовности студентов к диалогическому общению [Текст]/ М. Н. Фуреман // Уральский меридиан. - 2006. - № 3. - С. 41-44.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены