РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Дидактическая игра «Химический дартс» как средство достижения результатов освоения химии в 8-9 классах

Химия – наряду с физикой и геометрией, сложнейший учебный предмет, требующий наличие у учащихся развитого абстрактного мышления. Поэтому и начинается обучение химии позже, чем обучение другим учебным дисциплинам – с 8 класса. В подростковом возрасте у ребят снижается учебная познавательная активность. Ее повышению способствует введение нового учебного предмета и использование самых разнообразных методов и форм обучения, в том числе и дидактических игр.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). [1; 1]

Среди способов оценки качества образования есть традиционные тестовые, контрольные работы и др., но эти формы не позволяют выявить, например, насколько хорошо дети умеют работать в группе, насколько объективно могут оценить себя сами – то есть насколько сформированными у учащихся оказываются не только предметные, но и метапредметные и личностные компетенции. Дидактические игры позволяют не только развить данные компетенции, но и помочь оценить их.

Для решения данных педагогических задач и была создана нижеописанная дидактическая игра.

Представив, что в какой-то момент времени на какое-то мгновение могут возникать нижеописанные структуры (атомы и ионы), я придумала следующую игру.

Игра называется «Химический дартс».

Для нее необходимы: некий диск с нанесенным на него рисунком, дротики (3 штуки; можно использовать что-либо менее травмоопасное, например, маленькие мячики), Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, авторучка, лист бумаги и, конечно же, участники (минимум двое). А также ведущий, в обязанности которого входит ведение счета игры и проверка правильности устных и письменных ответов участников. Ведущим может быть как учитель химии, так и ученик («хорошо успевающий» и стремящийся развить свои организаторские способности).

Рисунок на диске – своеобразная мишень, состоящая из неравных по площади, с неровными краями областей, «клякс» с нанесенными обозначениями количества электронов и протонов, например: 5р+; 4е-; 2е-; 1р+; 7р+; 3е- и так далее (напоминаю, условное обозначение протона – элементарной частицы с положительным зарядом р+, а условное обозначение электрона – частицы с отрицательным зарядом е-).

Участники игры по очереди по несколько раз подряд кидают 3 дротика в диск, суммируют (устно, либо записывая на листе бумаги) количество «выбитых» протонов и электронов и, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, называют частицу.

Например: ученик попадает тремя дротиками по очереди в обозначения 2е-; 1р+; 7р+. Протонов получается восемь, а электронов – два. Учащийся, вспомнив физический смысл порядкового номера (порядковый номер химического элемента в ПСХЭ численно совпадает с количеством протонов, общим числом электронов, а также с зарядом ядра) и, использовав ПСХЭ Д.И. Менделеева, понимает, что «полученная» частица относится к химическому элементу кислороду, порядковый номер которого восемь. Зная, что атом – это электронейтральная частица, в которой число протонов и электронов совпадает, ученик понимает, что «полученная» им частица не атом, а ион. Ион кислорода с зарядом 6+ (шесть плюс), так как из восьми необходимых для атома кислорода электронов у «полученной» частицы есть только два, значит «не хватает» шести электронов – получается, заряд иона равен «шесть плюс» (+8 – 2 = +6; восемь протонов плюс два электрона; восемь плюсов плюс два минуса). Итак, «полученная» частица – это катион кислорода с зарядом «шесть плюс» (О6+).

Ученику присваивается один балл в случае правильного ответа (необходимо обозначение частицы (химический знак элемента и заряд) записать и назвать). Кто набирает большее количество баллов после одинакового числа попыток, тот и выигрывает.

Играть можно командами по 3-5 человек. Если набрать команды с большим количеством участников, игра окажется затянутой по времени. Выигрывает команда, у которой сумма баллов наибольшая.

Данная дидактическая игра улучшит качество предметных достижений по химии, ребята смогут более свободно:

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «химический элемент», «ион», «катион», «анион», «окислитель», «степень окисления», «заряд иона», «восстановитель», «окисление», «восстановление», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл атомно-молекулярной теории;
  • называть химические элементы;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • прогнозировать способность атома или иона проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления (заряда иона);
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по химии;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации (пример про «чистый» кальций в зубной пасте);
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач [3; 139-143].

Наша МБОУ «Гимназия №12 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области» является инновационной площадкой для введения ФГОС ООО с 2013 года (а с 2016 года – еще и инновационной площадкой для введения ФГОС СОО). Нынешние наши девятиклассники – выпускники, к которым предъявляются новые требования: не только сформированность предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных компетенций.

Играя в «Химический дартс», ребята разовьют свои метапредметные компетенции:

  • умение находить логические связи между предметами и/или явлениями и обозначать их (связи) при помощи специальных символов;
  • умение находить оптимальные способы решения познавательных задач;
  • умение сверять свои действия с результатом, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе достижения планируемого результата, в том числе и в меняющихся условиях;
  • умение адекватно оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
  • владение навыками самоконтроля, самооценки,
  • умение давать определения, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, умение взаимодействовать в группах: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свое мнение;
  • умение сознательно использовать вербальные способы общения для коммуникации в группах, выражения своих мыслей и чувств, планирования и регуляции своей и групповой деятельности;
  • умение пользоваться справочниками (ПСХЭ Д.И. Менделеева – это универсальный химический справочник) [2; 7-8].

Достигаемые личностные результаты при использовании данной дидактической игры:

  • патриотизм (Периодическая система химических элементов создана нашим соотечественником); уважительное отношение к труду;
  • сформированное целостное мировоззрение (естественно-научная картина мира), которое соответствует современному уровню развития науки и учитывает все многообразие современного мира;
  • сформированность толерантного отношения к другим людям, готовность и способность вступать в диалог на основе взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм и правил поведения;
  • сформированность нравственных чувств и морально-этического мировоззрения; развитое эстетическое сознание;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, младшими и старшими в процессе любых возможных видов деятельности [2; 5-6].

Данная дидактическая игра уже была опробована и вызвала живейший интерес у учащихся. Кстати, мишень может быть и иной.

Литература

  1. Дидактические игры - Википедия [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: ru.wikipedia.org.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: минобрнауки.рф.
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: минобрнауки.рф.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика