РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Современные подходы к организации воспитательной работы классного руководителя в начальной школе

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации » говорится, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Воспитание – понятие многоликое. Оно и средство, и процесс, и результат. Младший школьный возраст – самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

Как воспитывать?

Поиск ответа на этот вопрос подводит нас к категории методов воспитания, технологий насыщения среды развития ребенка подлинными ценностями, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой личности, патриота школы-гражданина России. Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они – что ось для колеса» (Фирдоуси).

Современные подходы к организации воспитательной работы в школе предполагают использование следующих основных методов эффективного воспитания:

включение учащихся в

  1. личностно-значимую
  2. привлекательную для них
  3. социально-позитивную коллективную деятельность
  4. создающую возможности проявления способностей, умений, характера
  5. осознания личного смысла этой деятельности.

В свете озвученных методов эффективного воспитания хотелось бы особо выделить в числе современных подходов интерактивный подход как наиболее действенный, позволяющий увеличить воспитательный потенциал за счет реализации всех пяти характеристик деятельности.

Что представляет из себя интерактивный подход?

Это

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
  • разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами);
  • обсуждение дискуссионных вопросов и проблем.

К примеру, группы учеников моего класса 2 года подряд принимали участие в сетевых проектах межрегиональном «Путешествие в Ремеслоград» (II место), муниципальном «Золотое кольцо Советского района» (II место).

Практика участия во внеурочных проектах показала, что младшие школьники способны выполнять незамысловатые задания в проектах: так этапы сетевого межрегионального проекта «Путешествие в Ремеслоград» «Визитная карточка», «Золотых дел мастера», «Виртуальная экскурсия», «Рождественский подарок», «Обелиск», РЕФЛЕКСИЯ были пройдены не без труда, но с большим интересом и удовольствием.

Решение задач, поставленных перед учениками организаторами проектов, планирование, достижение целей стоили ученикам немалых усилий, потребовали включения в процесс родителей и предопределили необходимость совместного творчества. Детям понравились прогулки-наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, дарение подарков, сделанных своими руками, освоение новых компьютерных технологий.

Работа над проектами помогла учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них появилась возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

В своей работе с классом и родителями я использую нестандартные формы работы: так в общешкольной Акции Добрых дел мы совместно с родителями красили спортивные сооружения на школьной площадке. Выбранное мною дело по созданию клумбы перед школой было поддержано родителями и детьми.

Действовали по алгоритму: подбор цветов, выращивание рассады, создание клумбы, высадка саженцев, уход и результат превзошел ожидания (новый проект).

По моему глубокому убеждению, участие во внеурочных проектах помогает ученикам открыть мир для себя и себя в этом мире. Задача учителя – помочь! Важно создать особое пространство взаимоотношений: Учитель – Ученик – Родитель. Детям нужны мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка.

Любое интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния на развитие личности ребенка.

Практика показала, применение интерактивного подхода воспитательной работы дает возможность

  • каждому участнику воспитательного процесса высказывать и доказывать свою индивидуальную точку зрения.
  • научиться выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, оказывать взаимную помощь в формировании образа мысли.
  • развить положительную мотивацию к учению.
  • самостоятельно организовывать познавательную деятельность, выполнять различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
  • анализировать и оценивать свою деятельность, ее результаты.

Кроме того, повысилась активность ребят, интерес к классным и общешкольным мероприятиям, стремление к самосовершенствованию.

Работа в рамках интерактивных проектов позволяет повысить уровень воспитанности, уровень нравственной мотивации и самооценки учащихся.

Применение интерактивного подхода дает возможность формировать развитую, коммуникативную личность, способную адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровую, позволяет развивать у подрастающего поколения способность оценивать деятельность и определять результат.

Читайте также:

Чемоданова Н.И 04.11.2019 5708 0
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.