РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поощрения и наказания

Исаева Наталия Владимировна,
учитель английского языка
МОУ СОШ №3 с УИОП г. Егорьевск Московская область

Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных, более того - щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя, следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении.

K сожалению, действительность всегда была далека от прекраснодушных идеалов, и вся реальная история педагогики - это, по сути дела, история поощрений и наказаний.
Кстати, наиболее мягко обстояло с этим дело на заре цивилизации - в первобытном обществе, где обдуманные "хладнокровные" наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.

В "Притчах Соломона" (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: "Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает".

В Месопотамии педагогическое наказание отразилось в поговорках: "Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него", "Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою". В целом, запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средство воспитания.

Что же касается поощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающие прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом была соревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойти в знаниях своего товарища.

Подчеркнем, что по мере развития общества поощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательное средство: "Награда и палка одинаково весят в руке мудреца".

Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. н.э.). В школах ставились семь скамеек, и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами.

Применение телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью обучения. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: "Этот человек глупее учителя ", "Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника".

В Индии же, где телесные наказания не поощрялись, а образованность чрезвычайно высоко ценилась, существовал пиетет перед наставником, и считалось, что "если ученик злословит по адресу учителя, то становится ослом, если насмехается - собакой, унижающий становится червем, завистливый - насекомым".

А вот в средневековом арабском мире плетка была непременным атрибутом процесса обучения не только в обычных, но и в аристократических школах. Многие халифы позволяли пороть собственных детей.

Наряду с наказаниями в школьной практике халифата широко применялись поощрения, иногда довольно оригинальные. Существовал обычай, согласно которому лучший ученик ехал верхом через город, в то время как товарищи осыпали его сладостями. В то же время стимулирование детей с помощью подачек считалось нежелательным, так как вместо подлинного интереса это развивает леность и дурные страсти.

Поощрения и наказания составляли основные средства воспитательного воздействия и в педагогике западной цивилизации.

В средневековой школе также господствовали телесные наказания. Считалось, что палка и розга - это те "мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову". Розга была постоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимым свидетельством профессиональной пригодности. Так, например, в Кембридже в ХVI в. выпускник, получая степень "магистра грамматики" и таким образом - право быть школьным учителем, должен был продемонстрировать свою ловкость в порке. Это проверялось во время церемонии "наказания непокорного ученика".

В доброй старой Англии" телесные наказания в пансионах были столь же обыденны, как туман за окном.

Отметим, что традиции телесных наказаний сохраняются и в современной Англии (особенно удар линейкой), официально они разрешены и в некоторых штатах США.

Что же касается отечественной педагогической традиции, то для нее характерно неоднозначное отношение к проблеме наказаний и поощрений. Народная педагогика, закрепленная затем в "Домострое", содержит множество пословиц, ставящих физические наказания во главу угла воспитания. И вместе с тем содержатся и обратные суждения.

Целую систему этих мер воздействия разработал и применял А.С. Макаренко. Как известно, очень успешно.

  • В 30-50-е гг. в советской школе сложилась разветвленная система поощрений и наказаний. В основном она копировала дореволюционную, причем не лучшие ее образцы.
  • В 60-70-е гг. развернулась полемика между противниками любых наказаний и сторонниками их регламентации.

Как видно из исторического обзора, проблема поощрений и наказаний действительно сложна и единственно, чего она не терпит, так это тупой убежденности в изначальной испорченности ребенка, равно как и лицемерного идеализма по отношению к нему. А особенно педагогического ханжества!

Каждый учащийся хоть раз в своей школьной жизни оказывался в ситуации, когда его за что-то хвалили и поощряли, и в ситуации, когда его наказывали.

Опасность наказаний заключается в том, что ими нередко подавляется натура ребенка, его индивидуальность.

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Не наказывается ребенок и за то, что его натура чем-то не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство своей резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это — то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий. Так и сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность; нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость и крикливость, как не наказывают горластого за громкий голос и вообще детей за производимый ими шум.

Не наказывают ребенка, потерпевшего неудачу. Он и сам огорчен, подавлен, переживает стыд и досаду. В этом случае уместнее ободрить его.

Чего не должно быть в реакции на проступок?

  1. Истеричности. На истерический крик, на истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же.
  2. Ярости. В ярости — отвращение, ненависть, враждебность.

Что такое похвала?

Доброе слово приятно каждому, оно вдохновляет. Похвала помогает слабому стать сильным. Она ободряет. Похвала для ребенка — награда, но помогает и в ориентации. Благодаря ей ребенок постигает, когда он прав, когда он на верном пути. Без похвалы, как и без наказания, ему в этом не разобраться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

  1. Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.
  2. Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

  • Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.
  • Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше — родительскую гордость за него.
  • Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.
  • Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.
  • С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.
  • Одобряется преодоление робким страха, неуверенным — робости и нерешительности.
  • Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.

Итак, какие же меры поощрения могут быть предусмотрены для учащихся в школе?

  • Объявление благодарности
  • Объявление благодарности с записью в дневник
  • Награждение «Почетной грамотой» образовательного учреждения
  • Направление благодарственного письма родителям
  • Награждение ценным подарком
  • Помещение фотографии на стенд «Ими гордится образовательное учреждение (полугодовой срок)
  • Награждение муниципальными, окружными и городскими почетными грамотами
  • Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»
  • Похвальным листом «За отличные успехи в учении»
  • Поощрения могут выноситься классными руководителями, учителями-предметниками.
  • Меры поощрения необходимы в школе для того, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятный микроклимат, атмосферу успеха. Поощрения стимулируют усилия учащихся в их деятельности и содействуют укреплению демократических начал.

Мерами дисциплинарного взыскания могут быть следующие меры:

  • Замечание
  • Выговор
  • Вызов с родителями на заседание родительского комитета, педагогического совета
  • Строгий выговор
  • Постановка на внутришкольный учет
  • Вызов с родителями на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

В соответствии с требованиями п.6, ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение мер физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. То есть любые меры взыскания, связанные с физическим и психическим насилием категорически запрещены.

Право налагать на обучающего дисциплинарные взыскания имеют: учитель, классный руководитель, заместители директора, директор образовательного учреждения.
Учителю запрещается выгонять учащегося с урока, в случае если учащийся дезорганизует работу всего классного коллектива, учитель должен вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины. Также педагог не имеет право поставить ученику оценку «2» по своему предмету за нарушение дисциплины на уроке.

Ученику может быть наложено соответствующее взыскание только за нарушение Устава образовательного учреждения, Правил поведения учащихся, приказов директора образовательного учреждения, которые были доведены до сведения учащихся. То есть в каждом образовательном учреждении должен быть свод нормативных документов, регламентирующих поощрения и наказания учащихся.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Учителя и родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены