РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных технологий в историческом образовании

Компьютерные телекоммуникации обещают совершить переворот в методах и формах обучения. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. Особенно должны стремиться участвовать в этом процессе школы из глубинки, где уже есть современная телефонная сеть, но они по-прежнему лишены доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний, педагогическим технологиям.

Мне бы хотелось рассмотреть следующие вопросы:

  • возможности интернета в создании оптимальных условий доступа к информации;
  • возможности интернета в создании ситуации, когда обучение для каждого ученика может быть посильным, интересным и значимым.
  • использование мультимедиа в учебном процессе.

Для организации учебного процесса с использованием интернет-ресурсов необходимо наличие определенных материальных условий. Явление, которое мы называем интернетом, все активнее проникает в нашу жизнь. Интернет сегодня стал реальностью. Мы можем сколько угодно приводить доводы против него, существовать от этого он не перестанет, и роль его в жизни людей, похоже, не уменьшится. Значит, мы должны научиться сосуществовать. А точнее – мы должны обуздать этого дракона, научиться работать с ним, учиться у него, формировать его.

Чем является сегодня интернет для большинства учителей? Чаще всего его сравнивают с черной дырой. Но я бы не стал драматизировать ситуацию.

Мне представляется, что мы должны говорить не об однородном пространстве интернет, а о нескольких его пластах. Условно я предлагаю определить их следующим образом:

Первый, самый объемный пласт: интернет – всемирная паутина со всеми вытекающими из этого последствиями. Эта сфера наименее подчинена влиянию каждого отдельного человека. Во многом она стихийна, и вряд ли мы сможем сегодня внятно определить процессы и тенденции, протекающие в нем.

Второй пласт: специализированный (профессиональный) интернет, наполнением которого занимаются крупные научные, политические, религиозные, общественные и прочие организации. Здесь во многом мы можем влиять на развитие событий, поскольку школа является потенциальным заказчиком большого количества интернет-продуктов именно в этой среде.

Третий пласт: межшкольный интернет как частный случай среди прочих корпоративных ресурсов. В нем могут располагаться опытные продукты учителей и учеников, других организаций, связанных с системой образования. Этот пласт стоит развивать именно нам.

Четвертый пласт – школьная сеть, которая может быть обычным каталогом папок и файлов, а может быть выполнена в виде интернет-пространства и нести на себе все те же черты, что и межшкольный интернет, только в уменьшенном виде.

Пятый пласт – личный интернет. Это, пожалуй, самое странное понятие. В него можно включать не только и не столько домашние странички ученика, но и весь круг его общения по сети, который он поддерживает, приобретая многие необходимые навыки работы в сети.

Что бы мы сегодня ни говорили, но один-два компьютера в классе, или 1-2 занятия в год в компьютерном кабинете не решают проблему прорыва гуманитарных предметов в информационные технологии. Только постоянное и свободное общение с компьютером способно сформировать у ученика восприятие машины как необходимого инструмента

Главной проблемой развития телекоммуникационного обучения является не столько недостаток технического обеспечения и даже не отсутствие новых методов и технологий обучения, сколько глубоко укоренившееся в российской школе положение, при котором учитель несет всю ответственность за обучение, и является основным источником знаний для учащихся, а учащиеся пассивно усваивают эти знания и в действительности утрачивают интерес к обучению и желание учиться.

В телекоммуникационной среде обучения ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, в процессе обучения они создают свое собственное понимание предметного содержания обучения.

Потребуется коррекция устаревшей модели обучения, которая характеризовалась тем, что:

  • в центре технологии обучения - учитель;
  • между учащимися идет негласное соревнование;
  • учащиеся играют пассивную роль на занятиях;
  • суть обучения - передача знаний (фактов).
  • На смену устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих положениях:
  • в центре технологии обучения - учащийся;
  • в основе учебной деятельности - сотрудничество;
  • учащиеся играют активную роль в обучении;
  • суть технологии - развитие способности к самообучению.

Использование Интернет в обучении гуманитарных дисциплин обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и публикации в Интернет, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций.

Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате работы в Internet. Данный материал может помочь спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом.

Персональный обмен сообщениями

Наиболее популярный тип телекоммуникаций состоит в электронном общении. Поскольку все преподаватели, имеющие доступ к Internet могут использовать электронную почту, многие из проектов используют электронную почту как единую среду общения. Другие преподаватели и учащиеся используют группы новостей и связанные с Internet "доски объявлений" для:

1. Свободной переписки.

Возможно, это наиболее часто используемая структура телекоммуникационной деятельности, аналогичная переписке на обычной почте.

2. Электронные "встречи".

Электронная почта, группы новостей, электронные доски объявлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение между учащимися и их "гостем" происходит в режиме чата с использованием WWW или ICQ.

3. Электронное обучение.

Учителя школ, связанные Internet могут служить электронными преподавателями для учащихся, желающих познакомиться со специальными темами в интерактивном режиме. Так, например, в учебных целях может быть организовано общение учащихся с руководителями, политиками, писателями и другими экспертами в определенной сфере деятельности.

Другая разновидность такого рода проекта - когда в качестве "электронных педагогов" выступают студенты старших курсов некоторых ВУЗов по отношению к школьникам в других городах и даже странах.

Информационное обеспечение

Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода представляющей интерес информации.

1. Информационный обмен.

Имеется много примеров тематического обмена информацией, которые могут применяться как популярные телекоммуникационые проекты.

Учащиеся всего мира и их учителя собирают: народные игры; жаргонные слова; утки; пословицы; народные сказки; местную сельскохозяйственную информацию; информацию о здоровье; описания местных и национальных праздников; афоризмы; туристическую информацию о городах.

2. Электронные публикации.

Другой вид сбора и обмена информацией связан с электронной подготовкой и публикацией общего труда, такого как газета, альманах или журнал.

3. Создание базы данных.

Некоторые проекты обмена информацией используют не только сбор информации, но и ее организацию в базу данных, которую участники проекта и другие учащиеся могут использовать для обучения.

4. Телекоммуникационные экскурсии.

Ряд телекоммуникационных проектов, проводимых в Internet, построен на обмене учителей и учеников наблюдениями и впечатлениями от экскурсий в музеи, исторические места, парки, зоопарки и т.д. с учителями и учащимися из других мест, городов и стран.
Электронные экскурсии также могут предприниматься прямо из классной комнаты, поскольку учащиеся обмениваются информацией о тех местах, где они живут.

5. Совместный анализ данных (в т.ч. обзоры).

Информационный обмен особенно плодотворен, когда данные собираются в различных местах, а затем подвергаются сопоставлению или анализу. Простейшие типы таких проектов привлекают учащихся к электронной подготовке обзоров, сбору данных, анализу результатов, отчетов о том, что было обнаружено.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. На вопрос о том, следует или нет использовать компьютеры в процессе обучения, сама жизнь дала положительный ответ, и мы должны учитывать, что вскоре современные дети раньше начнут постигать азы компьютерной грамотности, нежели научатся говорить и читать. Это объективная реальность нашего времени.

В заключении хочется отметить, что современные компьютерные технологии позволяют учителю в процессе подготовки урока качественно улучшить материал за счет использования Интернет-ресурсов, познакомиться с исследованиями специалистов по изучаемым вопросам, а также с опытом коллег. Компьютер для учителя должен стать не предметом изучения, а средством, с помощью которого можно качественно улучшить процесс обучения.

Для наиболее эффективного обучения и актуализации знаний учащихся, появилась возможность наглядно структурировать учебный материал, системно излагать его, используя схемы, таблицы, логические цепочки и экземпляры уникальных карт.

В процессе совместной работы над учебным материалом с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов современная школа вплотную подходит к реализации идеи «педагогики сотрудничества». Объединение усилий учащихся и учителей-предметников в ходе подготовки позволяет наилучшим образом раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, заинтересовать его, обозначить глубину изучаемой проблемы, достичь взаимопонимания с учителем.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены