РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование медиаграмотности учащихся на уроках истории

Если сегодня мы будем учить
детей так, как вчера,
то отнимем у них завтра.
Д.Дьюи

Одна из главных задач современного учителя заключается в том, чтобы научить учащихся выделять в огромном мире информации ценное, вечное. Моя цель - научить своих учащихся ориентироваться и правильно вести себя в пространстве Интернет, а также формировать умения создавать свой медиапродукт. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Покидая школу, дети должны уметь мыслить, рассуждать, сопоставлять различные точки зрения, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Это побуждает меня к поиску новых форм и методов работы и использования их в своей практике. Поэтому на своих уроках наряду с традиционными подходами к обучению я применяю готовые программные продукты, программы MS Office (Word, PowerPoint), Интернет-ресурсы, компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся; создание слайдов с текстовым изображением; компьютерную демонстрацию мультимедийного урока или отдельной его части; электронные энциклопедии.

Более подробно остановлюсь на некоторых из них.

Особый интерес на моих уроках у учащихся вызывает применение интерактивных карт.

Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п. Им на смену пришли интерактивные карты, которые ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы. Я обзавелась коллекцией готовых электронных карт для каждого класса. Мне известен опыт самостоятельного создания исторических анимированных карт, использование которых позволяет сделать обучение наглядным, познавательным, формирует повышенное внимание при изучении продвижения войск при военных действиях, зрительно отслеживать торговые пути, изменение границ. Здесь уместно давать задания по озвучиванию военных действий, составлять рассказ от имени путешественников и т.п. Работу с картой можно сделать интересной, ведь цветной, яркий формат со стрелками, датами главных сражений, подписаний важных договоров, синхронно появляющийся на экране, не остается без внимания ни одного учащегося. [1, с. 33]

Большое значение для диагностики знаний учащихся является применение тестирования.

Сейчас у учителей имеются большие возможности по использованию уже готовых тестов. С помощью специальной программы для создания тестов MyTestХ разрабатываю свои задания. Программа MyTestХ работает как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки учащегося, сообщает правильный ответ, сообщает необходимый теоретический материал по данной теме.

На своих уроках активно применяю презентации.

Программа Power Point даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Но есть ресурсы, где размещены бесплатные изображения-заготовки для создания собственных презентаций. Я пользуюсь сайтами www.imageafter.com, www.sxs.hu, www.everystockphoto.com. На мой взгляд, программу Power Point уместно применять не только на уроках первичного изложения материала, но и при обобщении большой темы. Причем подготовку обобщающей презентации можно поручить учащимся или разработать ее совместно на итоговом уроке как своеобразный контроль знаний учащихся по теме.

Удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов является бесплатный онлайн-сервис Web 2.0. LearningApps.org. Данный конструктор предназначен для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, а также для использования его в качестве элемента формирующего оценивания. Мною накоплен материал, который я успешно использую на уроках, и могу сказать, что проведение уроков с применением данных интерактивных заданий помогает не только в повышении уровня мотивации учащихся, но и экономит время урока.

Одним из современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, использование которой обогащает возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс, позволяет всем учащимся проявить свои способности и активность на уроке. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

На своих занятиях я также часто использую учебное кино, применяя его на разных этапах процесса обучения.

При сообщении новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных природоведческих представлений и понятий. [2, с. 10]

Один из видов медиакультуры - фото, с которым учащиеся встречаются очень часто.

Фотография, как известно, является искусством. Учащиеся чаще всего относятся к фотографии, как к картинке. Для них фотография так же проста, как картинка, но менее интересна, чем фильм, где есть движение. Поэтому, знакомя детей с медиакультурой, расширяю представления учащихся в этой области, даю им необходимые знания для анализа фотографии.

Используя современные медиатехнологии на уроках истории, я убедилась, что это дает хорошие образовательные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

При этом не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменит даже самая умная машина. Да, возможности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках огромны, но заменить самого учителя они не смогут.

Автор:
Мельник Евгения Олеговна,
учитель истории и обществоведения
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 3 г. Борисова»

Список использованных источников:

  1. Корзюк, А.А. Использование различных форм представления учебного материала на уроках истории / А.А.Корзюк // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. - № 3. – С.10.
  2. Уткина, О. Н. Учебная интерактивная карта как средство визуализации результатов исследований // Дистанционное и виртуальное обучение.-2013. -№ 3. -С. 33
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.