РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных систем на уроках гуманитарного цикла

ИКТ широко используются в школьном образовании около десяти лет. За это время сложился ряд стереотипов, которые следуют подвергнуть критическому рассмотрению, стараясь избежать ошибок на практике:

1. ИКТ сокращают время поиска информации.

Это утверждение верно, если ученик умеет искать, т.е. умеет видеть, слышать, спрашивать и соотносить полученную информацию с поставленной задачей или вопросом. Если этого умения нет, то ИКТ увеличивает время и уменьшает эффективность поиска. Поиск в Интернете по ключевому слову приводит к десяткам тысяч страниц, каждая из которых может, как содержать ответ, так и уводить от него, увлекая занимательно-развлекательными сюжетами.

2. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствуют более длительному сохранению информации в памяти.

Если презентация делает наглядной сущность рассматриваемого явления, а не привлекает внимание к спецэффектам, это действенно. В противном случае возникает интерес к средствам, к тому, «как это сделано», а не к содержанию.

3. Создание учебного продукта с использованием ИКТ позволяет учащемуся быть субъектом продуктивной творческой деятельности.

Действительно, ИКТ дают широкие возможности для создания творческих продуктов, но в тоже время доступность готовых ресурсов приводит к бездумному копированию, присваиванию чужого труда. Скопировать текст, используя чужое мнение вместо трудного формирования своего, всегда легко, но безрезультативно.

4. Электронные образовательные ресурсы (учебники, пособия, энциклопедии) могут заменить учителя.

Безусловно, информация, которая содержится в прекрасно организованных электронных средах, не может принадлежать одному человеку. Но учитель являет живое отношение к событию, факту, явлению. Только учитель может направить, уточнить, объяснить, учитывая индивидуальные особенности ученика, увидеть «психологию ошибки», когда, казалось бы, зная правила и законы, правильно их применяя, учащийся не приходит к положительному результату.

Учащиеся нашей школы – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

Но у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов гуманитарного цикла. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические и исторические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном хранилище (облако, диск, флеш-накопитель) огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.

Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения историческими знаниями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных заданий для закрепления навыка.

На уроках истории компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируются соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения.

При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «История нашей страны древнейшего периода», я демонстрирую показ восточных славян, славянский посёлок, соседей восточных славян, славянских воинов и богатырей, а также использую различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.

Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п.

Кроме того, в учебниках по истории для специальных (коррекционных) классов VIII вида автор Б.П.Пузанов и др., содержатся неяркие иллюстрации, а это, в свою очередь, препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий, а фонды крупных музеев нам недоступны. Поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. «Лучше один раз увидеть!» - главный аргумент в пользу визуализации образовательного процесса. Школьная виртуальная экскурсия - это форма обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением существующих исторических объектов. Преимуществами виртуальной экскурсии являются: возможность повторного просмотра, наглядность, доступность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Для проведения такого урока учитель может воспользоваться готовыми виртуальными экскурсиями, которых много в сети Интернет.

Виды виртуальных экскурсий:

  • Обзорные, где собраны элементы нескольких виртуальных экскурсий, объединенных общей темой.
  • Тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определённые периоды истории нашей Родины и города.
  • Биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного.

Так, например, при изучении «Быт простых и знатных людей» в 8 классе мы отправляемся в путешествие в усадьбу карельского крестьянина. Это же путешествие можно использовать при изучении темы «Славянский поселок» и «Основные занятия восточных славян» в 7 классе.

В 9 классе можно посетить виртуальные экскурсии «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы» при изучении тем о Великой Отечественной войне, путешествие на крейсер «Варяг» при изучении темы «Русско-японская война 1904-1905г.г.» Эти экскурсии можно найти на сайте Министерства обороны РФ.

Работа с картами является также необходимым навыком при изучении истории. Практика показывает, что большой интерес учащихся вызывают интерактивные карты.

Возможность увидеть то или иное сражение в движении, с соответствующими комментариями существенно повышает интерес обучающихся к предмету. Это настраивает детей на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности.

Кроме этого, я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета используются для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.

Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе.

Спасибо за внимание!

Читайте также:

Краснова Марина Олеговна 16.05.2021 306 0 Фото: pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.