РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование проектной деятельности в образовательной организации

В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Все эти обстоятельства требуют внедрения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности для реализации познавательной и творческой активности младшего школьника в учебном процессе. В школе представлен широкий спектр инновационных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, учитель может оптимизировать работу в группах. Особый эффект даёт форма работы исследовательского характера на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Мною была организованна проектно - исследовательская работа над состоянием водных ресурсов нашего посёлка, которая ведётся и на данный момент.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

При организации исследования я вместе с обучающимися выстроила определённый план действий, направленный на более точное и интересное исследование нашей местности и её богатств. Определили конкретный предмет исследования.

Обозначили пункты плана действий.

  • подумать самостоятельно и в группе о том, что уже известно о предмете исследования (водные ресурсы посёлка);
  • просмотреть необходимую литературу по теме, возможно обратиться к различным имеющимся архивам;
  • узнать у взрослых, что им известно о предмете исследования;
  • использовать Интернет ресурсы, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  • понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  • записать план и результаты.

Исследование водных ресурсов посёлка дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания о данной местности, растительном и животном мире, глубоко вникать в изучаемую проблему и предположить пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуального развития каждого школьника.

Содержание данной исследовательской деятельности является продолжением изучения учебной дисциплины «Окружающий мир» в освоении природы родного посёлка, родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.

Цель данного исследования – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • изучение и исследование конкретных объектов природы (родник, рек Кулан-су, река Ольжерасс).
  • формирование интереса к изучению природы родного посёлка и охраняемых объектах природы на территории посёлка.
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное.
  • углубление уже имеющихся знаний о природе родного края.

Всё это способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Результаты нашей исследовательской работы многогранны.

Личностные результаты:

  • развитие морально-этического сознания;
  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Можно сделать вывод о том, что проектно-исследовательская деятельность для ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь к формированию особого стиля учебной деятельности ребёнка. Он позволяет реализовать возможность самообучения через исследование, формирует саморазвитие. Развивает потребности узнавать новое.

Всё выше сказанное подводит к осмыслению необходимости внедрения инновационных технологий на современном этапе организации урочной и внеурочной деятельности.

Автор:
А.И. Осмакова,
город Междуреченск, Кемеровская обл.

Литература

  1. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность М.: «Издательство Магистр»,1997. — 456 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, — 1998. — 256 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены