РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Одна из приоритетных задач образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор таких приемов преподавания, которые бы соответствовали возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье. В связи с этим необходимо соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.

При подготовке к уроку особое внимание уделяю психофизиологическим особенностям ребенка.

С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирование у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивации к познанию, следует тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.

Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока я использую такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Следует помнить, что успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости - это доказывает необходимость использования здоровьесберегающих технологий.

Несмотря на то, что о технологии здоровьесбережения начали говорить сравнительно недавно, на мой взгляд, нам, учителям иностранного языка, ничего нового придумывать не пришлось. Прежде всего, огромное значение уделяю организации урока. Каждый урок стараюсь строить в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся продумываю смену видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.

Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Для снятия умственного напряжения и утомления немаловажным считаю использование эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке я использую, по крайней мере, один из приемов реализации здоровьесберегающих технологий: рифмовки для проведения физминуток, песни, игры (в том числе и подвижные), игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы.

На уроках практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

Пальчиковые зарядки

These are mother's forks and knives (пальцы обеих рук с крещены)
This is mother's table (изображаем столик )
This is mother's looking glass (изображаем зеркальце прихорашивающуюся маму)
This is baby's cradle. (колыбелька для ребенка)
Fingerplay: Five little fish swimming in a pool.
This one said "The pool is cool".
This one said "The pool is deep".
This one said "I'd like to sleep".
This one said "I'll float and deep".
This one said I see a ship.
The fishing boat comes.
The line goes splash.
All the little fish swim away in a flash.
Finger Family
Finger family up (поднимаем пальчики)
Аnd finger family down (сгибаем пальчики в кулак)
Finger family dancing («танцуем» пальчиками)
All around the town
Dance on your shoulders (пальчики «танцуют» на плечах)
Dance on your head (на голове)
Dance on your knees (на коленях)
And go to bed. (складываем ладошки вместе)

Зарядки для глаз.

Look left, right Look up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. Your eyes are happy again.

Примером использования здоровьесберегающих технологий в старших классах может стать релаксация - тренинг или комплексная релаксация. Однако такой прием требует небольшой подготовки: расслабление, принятие удобной позы, сосредоточенность.

Вот пример комплексной релаксации:

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let’s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy.
You are in good spirits.
Open your eyes. How do you feel?

Во время изучения темы «Время» использую следующую песню в качестве физминутки.

Учащимся предлагается прослушать песню и заполнить пропуски числами. Затем учитель включает аудиозапись и дети поют песню.

What’s the time, Mr. Wolf?
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______ o’clock! Time to get up. I’m so hungry.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______o’clock! Time for breakfast.
What’s the time, Mr. Wolf? But I’m still hungry.
It’s _______ o’clock! Time to brush my sharp sharp teeth.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______ o’clock! Time to get dressed. I’m so handsome.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______ o’clock! Time for lunch
What’s the time, Mr. Wolf? But I’m still very very hungry.
It’s _______ o’clock! Time for a nap.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______o’clock! Time to read a book.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______o’clock! Time to clean the dining room.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______ o’clock! Time for snack.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s _______ o’clock! Time to set the table.
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s dinner time!

Для проведения физминуток также использую следующие видеоролики:

  1. Head, shoulders, knees & toes https://www.youtube.com/watch?v=ZanHgPprl-0
  2. Can an elephant jump? https://www.youtube.com/watch?v=nzNoKA91xUM
  3. Clap your hands https://www.youtube.com/watch?v=t0MtIW4FzME
  4. I can run. I can run. Can you? https://www.youtube.com/watch?v=rrK9kmrlv9A
  5. If you’re happy and you know it clap your hands https://www.youtube.com/watch?v=GfCMRk-osJ8

Я применяю игры, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие, способствующие отдыху. Например:

1) Игры-пантомимы.

а) при изучении темы «My pet» изобразить любимое животное голосом, движением, мимикой, жестами.
b) при изучении темы «My day» изобразить действия, которые мы выполняем обычно в течение всего дня.
c) при изучении алфавита изобразить букву головой в воздухе. Ученик выполняет это задание, другие отгадывают.

Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно- временных ориентировок.

2) Ролевые игры в группе дают возможность разыгрывать различные отношения, в которые вступают в реальной жизни.

Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры «Прием у врача», «Покупка», «Интервью с известными людьми». Они забывают о психологическом дискомфорте.
Практикую на своих уроках элементы разноуровневого обучения: выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Приведу пример выбора домашнего задания.

5 класс. Тема: «Мой день». Задание: рассказать о своем выходном дне.

  • На 3 - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
  • на 4 - рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
  • на 5 – рассказать о своем выходном 9-10 предложений.

Формированию здорового образа жизни способствуют изучение и применение на практике следующих тем:

  • «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
  • «Климат и его влияние на здоровье человека»;
  • «Спорт и здоровый образ жизни»;
  • «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
  • «Экстремальные виды спорта»;
  • «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;
  • «Профилактика болезней»;
  • «Технический прогресс и человеческие способности».

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, а сам урок становится при этом более интересным, динамичным, а главное полезным.

Читайте также:

Елена Дрянных 05.11.2019 736 0
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.