РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основные проблемы и перспективы успешной социализации школьников

Автор: Ягудина Татьяна Владимировна

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. Общество из постиндустриального превращается в информационное. Современный школьник существует в крайне агрессивной информационной среде [5, с. 28].

По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5, с. 29].

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

К мегафакторам социализации относят Интернет. Одновременно необходимо воспринимать Интернет как часть средств массовой коммуникации [8, с. 40]. Если рассматривать информационные потоки, в которых существует современный школьник, то оказывается, что основную информацию он получает из средств массовой информации, в первую очередь - телевизора и интернета. При этом существенная часть полученной информации оказывается недостоверной - односторонней, необъективной, неполной, либо искаженной. Использование такой информации в жизни может оказаться просто опасным. Пред школьником стоит полностью взрослая задача оценки и отбора полученной информации на достоверность.

Важной задачей на современный момент стало формирование информационной компетентности школьника, и отдельным направлением в ней выделяется обучение восприятию информации. Главной опорой в противостоянии манипуляции сознанием является системная общекультурная база и ценностное мировоззрение. Но повышение информационной компетентности, в свою очередь, помогает и их формированию.

Информационную компетентность в своих работах рассматривают многие отечественные и зарубежные исследователи. Они указывают, что эта компетентность предполагает владение не только способами работы с персональным компьютером, но и с информацией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно развиваться и жить в условиях информационного общества [5, с. 30].

Для понимания важности изучения вопроса социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы. Ценности социальной активности не присутствуют в системе ценностей современных школьников. Основной мотив участия большинства подростков в общественной деятельности - собственный интерес и расширение жизненного опыта, то есть направленность на себя.
Второй проблемой является социальное неравенство. Расслоение общества, особенно в крупных городах, принимает катастрофические масштабы. Приведенное Е. Л. Башмановой исследование выявило риски и противоречия в социализации и воспитании учащихся в условиях социального неравенства, такие как: дезинтеграция ученических коллективов; нарушение целостности педагогического процесса; неготовность педагогов к работе в условиях социальной стратификации; проявление зависти, буллинга в ученической среде и многое другое [3, с. 5].

Третьей проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Четвертой проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

Пятой проблемой социализации на сегодняшний день является отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов. Методологические подходы и аспекты построения системы социального образования как составного звена профессиональной подготовки кадров в должной степени пока не разработаны [22, с. 5].

Процесс социализации условно можно представить как совокупность следующих составляющих: трех видов социализации – стихийной, относительно направленной и относительно социально контролируемой – и собственно сознательного самоизменения человека. Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, социальная дифференциация существенно влияют не только на стихийную социализацию, но и относительно социально контролируемую социализацию (воспитание). Наиболее ярко это проявляется в том, что в изменяющемся обществе задачи и содержание воспитания принципиально отличаются от задач воспитания в стабильном обществе.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы [15, с. 21].

В современном образовании основополагающим является системно - деятельностный подход, в рамках которого обучающийся познает действительность, воздействуя на нее в процессе своей деятельности, а с другой стороны среда воздействует на человека. При этом деятельность должна быть активной и социально положительной [8, с. 41].

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Возникает потребность в разработке конструктивных программ и моделей реализации, согласованных на едином понимании действий всех субъектов воспитания при поддержке органов законодательной власти, СМИ и общественных гражданских организаций и движений с целью оздоровления морально-психологической ситуации и обеспечения стабильных условий развития личности школьника.

Важная роль должна отводиться подготовке квалифицированных специалистов, разработкам программ профессиональной подготовки и переподготовки (педагогических кадров).

Ориентации социального воспитания должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития личности, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога.

Именно эти задачи педагог реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

Быт - это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и быт ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.

Воспитывающая деятельность образовательной организации- одно из самых широких, объемных понятий современной жизни. Система воспитательной работы школы направлена на создание условий для всестороннего развития ребенка, воспитание творческой и нравственной культуры, вовлечение родителей во внеклассную работу, поиска новых форм работы классных руководителей.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации.

Цель и задачи деятельности педагогического коллектива определены в Уставе школы, в программе развития школы. Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива. Воспитателю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Список литературы

  1. Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.
  2. Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.: Учитель, 2013. – 75 с.
  3. Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014. - №6. - с. 3-11.
  4. Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.
  5. Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014. - №6. - 27-35 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены